Встреча состоялась в Княжеских палатах Дома культуры молодежи.
Сказитель (старинщик) Александр Маточкин рассказал о самой традиции сказывания русских былин, о том, как традиция была сохранена и частично восстановлена, объяснил разницу между именно былиной (стариной), песней, скоморошиной, сказкой, а также рассказал былину «Илья Муромец и Сокольник», а также по просьбе слушателей «Авдотью Рязаночку».
Старины рассказывались с использованием определенного напева, который был характерен для определенных мест, откуда собиратели русского фольклора принесли эти былины. Напевы могли сильно отличаться в зависимости от местности, где были услышаны сказителями. Маточкин следует печерской традиции, где сохранилось множество былин, передаваемых из уст в уста. При записи былин не использовали нот, напев передавался только от сказителя к сказителю. Также есть разница и в текстах. При этом Александр подчеркивает, что старинщик не может привнести в былину чего-то нового, исказить ее. Но при этом практически никогда былина не повторяется слово в слово. Кажущийся парадокс объясняется теми оборотами, которые использует сказитель. Сохраняются только основные события тех времен, о которых повествует былина. Но различные речевые обороты, приветствия, описания меняются от сказителя к сказителю. Различные версии былин всегда состоят из определенных речевых оборотов, перенятых от других сказителей. Именно в этом и состоит умение сказителя — рассказать старину, подчеркнув определенные детали, почерпнутые от других сказителей.
Вот несколько вариантов популярного фрагмента многих былин, когда богатырь приветствует князя:
«Ой ты, гой еси, Светлый Владимир Князь»
«Здравствуй князь Владимир, сокол ясный»
Это не искажение былины, именно в таких моментах старинщик показывает свое умение, знание разных версий.
В начале Александр Маточкин просил не делать аудио- и видеозаписей. Он утверждает, что былины воспринимались и должны восприниматься исключительно на слух. Сергей Зотов, его друг и поклонник его творчества, наоборот, рекомендовал сделать полную запись, так как каждое выступление Маточкина уникально, а каждый пропущенный фрагмент после этого никогда уже не будет повторен.
Былины сказываются не на сцене перед большой аудиторией, а именно за столом, в семейном кругу, либо в кругу заинтересованных лиц. Так прошло и выступление во Владимире. В палатах был установлен большой стол, старины сказывались за чашкой чая. Многие пришли в национальных костюмах, одна из слушательниц принесла с собой рукоделие. Именно так Александр и представляет себе исходную обстановку для сказания былин. Несмотря на то, что во многих фильмах сказитель изображается с гуслями, Александр считает, что такой традиции не было. Обычно старинщик также занимался каким-то рукоделием. На реке Печоре, где удалось перенять множество старин, чаще всего крестьянин плел сеть, сказывая старину. Напев произносился только голосом, без аккомпанемента.
Также Маточкин преподал всем желающим урок сказывания старин. Небольшую былину он записал с указаниями по тексту, где необходимо сделать определенные интонационные выделения. Для желающих перенять устную русскую традицию он ведет курсы сказывания. Он высылает тексты, аудиозаписи, а также оценивает записи тех, кто не может учиться лично, так как проживает в других городах.
Старинщик не берет платы за вход на свои мероприятия, но ставит на входе шапку, чтобы желающие его поддержать могли оставить пожертвование, чтобы оплатить дорогу.
Сам Маточкин преимущественно проживает в Санкт-Петербурге, где периодически выступает с былинами. Он сам и его последователи ведут в социальных сетях группы, где делают анонсы мероприятий и сохраняют аудиозаписи фрагментов старин и сказки. Значительная часть его творчества представлена в группе «Живые старины».