Попробую написать про провалившийся во всех прокатах фильм «Короче», снятый режиссёром Александром Пэйном.
В чём причина? Их на самом деле несколько, и первая — это трейлер. В нём создатели пытаются нас убедить, что это искромётная комедия для легкого просмотра. На деле же, нашему взору предстаёт притча с вкраплением элементов юмора. Немудрено, что таргет был направлен не на ту целевую аудиторию, которая осталась недовольна просмотром. Ещё одна причина, скорее, на любителя: сюжет фильма может показаться затянутым, но это опять же направлено на ту аудиторию, которая пришла просто поразвлечься, а оказалась загружена глобальными мировыми вопросами. В плане сценария фильм немного «шатается», но лично для меня это не было критично. Вообще, подобная тема редко удаётся, какой бы величины режиссёр ни снимал кино. Без экшена творение просто превращается в рекламу.
С первого взгляда, может показаться, что фильм нам рассказывает о мировых экологических проблемах и способах борьбы с ними. На самом деле, это не совсем так. «Короче» — фильм про альтруизм и эгоизм. Про метание человека в попытке быть полезным, про имитацию этого чувства ради личной выгоды, про заблуждения и открытие себя миру. Немного пафосно, но такова идея фильма.
Про сюжетную линию коротко: люди научились уменьшать себя. Лозунг, мотивирующий людей принимать такое решение, звучит с первых минут: «Помоги земле», т.к. у маленьких людей уменьшаются потребности и бытовые отходы. Не забудем и проблему перенаселения.
Главный герой (Пол Сафранек) учится и познает себя. На протяжении всего фильма идёт переход от поощрения собственного эго и внутренней замкнутости к пониманию, что счастье возможно лишь при общем благе. А для этого необходимо жертвовать собой и своим благополучием. Большую часть фильма Пол просто смотрит на чудеса представленного ему нового мира, без активного участия. Он зациклен на своём горе и совершённой ошибке, он лишь свидетель развивающихся вокруг него событий. Со временем, при осознании своих желаний он выходит на первый план повествования ленты, и мы уже видим преобразившегося героя, прошедшего через испытания (но всё же неудачника, это всё-таки комедия), который определился в себе и своих ценностях.
Альтруизм и эгоизм соперничают в этом фильме на протяжении всего сюжета. То, что изначально нам показали, как действие на общее благо, оказалось лишь причиной устроить себе более комфортные условия для существования. Люди вместо того, чтобы спасать планету, стремятся к более удобному способу прожигания жизни. Увеличивая свои состояния, они тратят его в никуда. А ведь столько открытий и возможностей могло ждать это новшество. Но у маленьких людей нет специалистов. В этот мир приходят, чтобы не работать. Поэтому наука там запущена.
Смотря на всё это безобразие, фраза «И ты тоже решил помочь планете, став уменьшенцем?» кажется лицемерной, т.к. двигало людьми именно желание жить более комфортно за те же средства. У человека, уменьшенного в 1000 раз, и потребности в 1000 раз меньше.
В этом мире также, как и в нашем, есть и классовое расслоение. Деньги рано или поздно заканчиваются, а у некоторых их и вовсе не было. Был показан яркий пример, как используют эту технологию тоталитарные правительства: уменьшают оппозицию, подсылают мини-террористов во враждебные страны. В то же время потребности богатых сводятся к тому, что им нужна прислуга, и как итог мы имеем лишь уменьшенную копию нашего мира.
Под конец сюжетной линии встаёт ещё один вопрос, который мы нередко видим в голливудском кинематографе: нужно ли пытаться изменить весь мир разом, или начать хотя бы с того, что тебя окружает — с твоих близких? Тут тоже всплывает тема эгоизма: прикрываясь благими намерения, люди нередко тешат лишь своё самолюбие.
На этом всё. Смотрите кино, удачи!
Постер — с сайта kinopoisk.ru