21 февраля, перед второй годовщиной вторжения России в Украину, на телеканале «Дождь» запланирована премьера документального фильма Таи Зубовой «Территория без войны».
Это уже второй фильм посвящённый эмигрантам после начала войны в Украине. Первый, под названием «Травма свидетеля», вышел год назад. Одним из герой картины был наш редактор – Кирилл Ишутин.
Новый фильм расширяет географические границы героев, потерявших дом и родину из-за глобальной трагедии. Наравне с этим расширяются границы ужаса и насилия, которые принесла война в семьи обычных людей из Украины, России и Баларуси. Новой локацией для съёмок стала Черногория. В этой стране нашлось место, где герои фильма проживают вместе, без ненависти и агрессии друг к другу.
Нам удалось перед премьерой поговорить с Таей о новой картине и подготовить интервью для наших читателей.
– Фильм «Территория без войны». О чём он, в двух словах?
– Территория без войны – это история о том, как вместе живут российские политические эмигранты, люди, которые уехали из-за мобилизации, украинские беженцы и белорусские оппозиционеры. И вот они в Черногории встретились и пытаются как-то совместно выстраивать жизнь, друг друга поддерживать во время войны.
Идея этого фильма возникла, когда я ездила с показами прошлого фильма «Травма свидетеля» по разным странам и городам. В Черногории показ организовывал фонд “Пристаниште” , где в зале было много украинцев. И не смотря на мои опасения, это был один из самых теплых приемов, которые мне устроила аудитория.
– Предыдущий твой фильм «Травма свидетеля» был посвящён исключительно россиянам – антивоенным политэмигрантам. Сейчас же выбор персонажей стал намного шире. Как пришло такое решение?
– Действительно многие зрители говорят, что фильм похож на мозаику. У меня была идея показать представителей совершенно разных слоев населения: и людей с детьми, и одиноких людей, совсем разные истории. Эти истории – они как зеркала. У меня есть, например, героиня, которая спасает своего ребенка из Мариуполя, другая героиня вывезла из России 18-летнего сына, чтобы его не забрали на войну, и он не стал убийцей. Получается, мать и ребенок двух разных национальностей, история материнства и будущего детей. Эти истории зеркально дополняют друга друга и через них мы видим, что все наши герои – люди, которые любят своих близких.
Главная история, которая проходит через весь фильм – это история парня, у которого не такая однозначная позиция, как у остальных героев. Потому что остальные герои однозначно выступают против войны, они убежали от войны и репрессий. А есть история этого парня, который в детстве испытывал домашнее насилие. И его мозг сформировался так, что он просто не видит, что происходит. Он даже называет это «конфликтом». И мне показалось, что его линия – она такая контрастная ко всем героям, чтобы показать, как образование, воспитание и отношение к детям формирует дальнейший выбор, который делает человек. Эта линия, по моей идеи, должна была связать всю эту мозаику портретов, раскрыть более глубоко тему насилия.
– Расскажи о поиске героев. Сложно ли было их найти, охотно ли они шли на контакт?
– Я связалась с ними через фонд, через волонтёров. Конечно, изначально было больше героев, из которых мы потом выбирали истории. Были и люди, которые отказались сниматься, не буду скрывать. Но в целом, мне кажется, все были довольно открытыми. Единственное, наверное, сложная история у нас получилась с представительницами ЛГБТ-сообщества. Потому что они сначала согласились сниматься, но потом позвонили и сказали, что готовы сниматься только с закрытыми лицами. То есть у людей нет ещё никаких уголовных дел, но страх перед репрессиями настолько глубоко, что даже теоретически они не готовы открывать своё лицо. Потом, когда мы уже заканчивали съёмки, появилась возможность снять сцену на ЛГБТ-прайде. И героиня всё-таки открыла своё лицо. Но сейчас уже перед выпуском фильма произошёл новый виток – ЛГБТ признали в Россию экстремистской организацией и из-за этого все остальные участники прайда попросили замазать их лица. Это тоже очень характерно показывает то время, в котором мы находимся.
– Как сложились судьбы героев после съёмок?
– Все герои-украинцы уже разъехались. Инна с ребёнком с ДЦП уехала в Швейцарию. Она добилась, чтобы ребёнок получил реабилитацию, потому что его состояние серьёзно ухудшилось в последнее время. Другая героиня уезжает сейчас в Канаду. И третья – уже почти полгода живёт в Германии. Что касается наших героев из Беларуси и России, они в основном остаются здесь, на Балканах. Потому что очень сложно сейчас получить документы. В этом плане одной из моих задач было показать реальную ситуацию в части мигрантов и, может быть, обратить внимание местных властей на проблемы, с которыми они сталкиваются.
– Часть кадров в фильме снята как бы через отверстие от пули в стекле. Что означают эти переходы?
– История каждого героя разбита на две части: до эмиграции и уже после приезда в Черногорию, где люди почувствовали себя в безопасности. При этом мы могли снимать только в Черногории, понятно, что мы не могли вернуться в Украину и снять, как люди выезжают. Это просто невозможно. Вот мы и думали, каким образом можно разделить эти две части, чтобы передать тревогу, которую ощущал герой, или ощущение безопасности в Черногории. Так родилась идея разбитого стекла, разбитой жизни. Если вдруг кто-то обратит внимание на эти кадры, то сможет увидеть, что получается эффект, что-то вроде черной дыры, будто какой-то сгусток чёрной энергии. Такие кадры появляются у всех героев. Хотелось показать, что жизни людей ломаются, разбиваются из-за начала полномасштабного вторжения в Украину.
– Каким будет твой следующий фильм? Есть ли уже какие-то планы?
– В первом фильме «Травма свидетеля» мы совсем чуть-чуть коснулись темы домашнего насилия. Во втором фильме уже побольше. И следующая работа, которую я очень хочу сделать, это художественный фильм про домашнее насилие, про посттравматический синдром. И если эти два фильма я сделала как режиссёр-продюсер, то для нового фильма я сейчас как раз ищу полноценного продюсера. Домашнее насилие сейчас в таком объёме и внутри России, и за пределами России – об этом очень важно говорить как можно больше.