Владимирский режиссер и рок-музыкант Сергей Миляев объявил сбор средств на производство документального фильма о культуре советских хиппи.
«Фильм «Волосы» — о 70-х годах прошлого века, когда длинноволосая протестная молодежь искала для себя выходы из порочной системы «строителей коммунизма», протестовала, начинала писать первые песни на русском языке в жанре «рок», по-своему одевалась, носила длинные волосы, выступала против войн и насилия», — сказано в описании проекта на краудфандинговой площадке «Сила слова».
Мы попросили режиссёра рассказать подробнее о новом фильме.
– Как возникла идея вашего фильма? Что это будет по содержанию и по форме — серия интервью?
– Фильм «Волосы» является второй частью документальной трилогии, задуманной мной еще очень давно, года через три после разгона НТВ. Уже тогда получить финансирование на производство независимых от государства и его неясной «идеологии» документальных фильмов было из области фантастики, начались «тихие» гонения на независимых режиссеров и журналистов. А к чему это все привело, мы видим сейчас во всем безобразном однообразии.
К счастью, я никогда не состоял в официальных творческих союзах и всегда делал только то, что сам хотел делать. Без указок начальников сверху. Так что, стыдиться малобюджетных, но честных киноработ, как и прозы со стихами, и многой другой моей творческой или общественной деятельности, мне не приходится. По возможности я всегда снимал документальное и игровое кино исключительно на темы, волнующие лично меня: будь то фильм о художнике или летчике-ветеране, антивоенный док «Хотят ли русские войны» или игровую полнометражную картину «Бемоль».
Так что, появление в моей фильмографии в 2021 году часового документального фильма «Лето Любви» о первых российских рок-группах и движении хиппи, никого не удивило. Я хорошо знаю эту тему изнутри, сочиняю и играю музыку в стиле «арт-рок» с юности по сей день, да и к движению хиппи примкнул еще раньше, чем многие мои ровесники начали врубаться в отличие тоталитарного государство от демократического.
Съемочная группа фильма за работой
– Как культура хиппи попала в СССР, на кого советские хиппи больше всего ориентировались? Много ли советские хиппи знали о культуре 1960-х в США?
– Вы как раз задали один из вопросов фильмов «Лето Любви» и «Волосы»! Именно об этом мы и рассказываем зрителю: о протесте американских хиппи против войны во Вьетнаме и циничной буржуазной морали, о протесте хиппи Советского Союза против дебильной совковой идеологии, лицемерия и двуличия власти. Ничего же не меняется в этом мире из века в век: всегда есть неравнодушные и свободолюбивые люди, а есть наглые чудовища и моральные уроды у «кормушки», кто служит золотому тельцу и желает абсолютной власти над кем-то и чем-то, абсолютного доминирования над стадами современных баранов и приматов.
– Кто были первыми советскими хиппи? Как они жили и о чем думали? За что они боролись? Или это была скорее «система» внутренней эмиграции?
– Вы правы, старые советские хиппи, так называемые «олды», так себя и называют до сих пор – «системой», и главный их лозунг крут и неизменен: «Любовь, свобода, рок-н-ролл!». Очень важные слова в жизни любого человека и государства, заметьте. Куда более важные, чем какие-нибудь пафосные «скрепы», «патриотическое воспитание молодежи» или ежедневные крикливые пугалки по ящику из цикла «мы окружены врагами», «мы самые крутые в мире» и прочая чушь.
Давайте скажем честно: нам нечем гордиться в 21 веке кроме как полезными ископаемыми, вертикально-горизонтальной коррупцией и продажными судами. Как бы мы не хорохорились, сейчас наше место в прогрессе планеты – предпоследнее. Да, мир давно сошел с ума, но записывать походя в «иноагенты» любого здравомыслящего и предельно честного человека в современной России – это вообще ниже плинтуса.
Во времена СССР такой наглости и тупости не было, власть была более труслива и осторожна, она понимала, что беспредельничать нельзя, и ни в коем случае недопустимо не обращать внимания на простых граждан государства. И вот итог: сейчас мы имеем абсолютное бюрократическое хамство, куда бы ни обратились со своими вопросами и проблемами. Включая кино, как игровое, так и документальное. «Кормушка» открыта только для тех, кто поддерживает власть и лижет некоторые части ее тела. Я мог бы долго рассуждать о том, почему мы такие несчастные и закомплексованные, но давайте лучше мы закончим фильм «Волосы», а вы его посмотрите от корки до корки и сделаете собственные выводы.
– То есть, советские хиппи – это диссиденты, политические инакомыслящие? Как с ними боролась советская власть?
– Да, конечно. Те, кто против стада и над стадом – всегда инакомыслящие для авторитарных режимов. Маразмы СССР ничуть не отличаются от современных: борьба спецслужб с хиппи и диссидентами, насильственная высылка из страны поэтов, здравомыслящих журналистов, людей с собственным мнением и концепцией будущего страны. У многих представителей советской интеллигенции (в 20 веке куда более многочисленной, чем сейчас) были не только вечные страдания о несовершенстве мира, но и личные ощущения полной несовместимости с властью.
Из этой среды в основном и возникли первые советские хиппи, особенно в крупных городах, «система» хиппи была всегда против государственной системы. Именно поэтому прогрессивная молодежь Союза слушала дорогие виниловые пластинки западных рок-групп, а не муторное и слащавое советское радио. И советская власть боролась с инакомыслием так же яро и тупо, как и нынешняя лживая власть. Винтили, разгоняли, пугали, клеймили, давали сроки на пустом месте, подбрасывали наркотики и валюту, вербовали доносчиков, запрещали рок-концерты, гнобили независимых режиссеров. Ничего нового под луной.
Рок-фестиваль «Лето любви», 2021 год
– Кем стали впоследствии советские хиппи 1970-х и кто они сейчас? Каково их наследие?
– Отвечу просто: движение хиппи живо до сих пор. Достаточно вам приехать 1 июня или 1 сентября в Царицыно на поляну, и вы увидите там не только московских седых «олдов» и их разноцветных детей и даже внуков из разных субкультур, но и многих представителей бывших республик СССР. Самых ярких из них мы уже сняли на камеру осенью для нашего проекта, они расскажут нашему зрителю много чего интересного.
Одно могу сказать: среди моих знакомых хиппи и рок-музыкантов преобладающее количество по-настоящему добрых и умных людей – начитанных, насмотренных, думающих, неравнодушных, прогрессивных. Есть среди них ученые и литераторы, философы и астрономы, математики и программисты.
Но, увы, эти теплые ностальгические встречи в Царицыно каждый год заканчиваются одним и тем же отвратительным действом: приезжают полицейские машины с мигалками и в наглой форме прекращают праздник. Вот вам и весь расклад за последние 50 лет из жизни этого государства. Но лично я никуда не уеду. Буду ждать прекрасную Россию будущего, занимаясь любимыми творческими делами и следуя своему собственному мироощущению.
– Порекомендуйте фильмы и литературу о хиппи для тех, кто хочет проникнуться этой культурой.
– О, мне даже часа не хватит перечислять все то, что снято или написано о культуре хиппи и рок-музыке. На Фэйсбуке есть замечательная группа по этой теме, «Хиппипотам» называется, там есть ссылки на фильмы, материалы интересные, фотографии. «Гугл в помощь», как говорится.
Но для тех, кто вообще не в теме, могу предложить начать знакомство с советскими хиппи с художественного фильма Гарика Сукачева «Дом Солнца». Вокруг этой картины было и есть много споров, да и мне самому фильм как-то не очень зашел, но там языком кино рассказана простая история из жизни «системы», вернее, всего лишь один конкретный эпизод из истории движения хиппи в СССР.
И в нашем документальном фильме «Волосы» один из героев, длинноволосый седовласый «олд», расскажет об этом эпизоде куда более прямо и подробно. Следите за рекламой. Очень надеюсь, что мы с помощью друзей соберем минимальное финансирование для завершения проекта, и к ежегодному рок-фестивалю «Лето Любви» наш новый док «Волосы» увидят все, кто этого захочет.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
«Мы не вписаны в систему»: Интервью с режиссёром Сергеем Миляевым