В этом году исполняется сто лет шведскому кинематографу, который дал миру огромное количество талантливых актёров и режиссёров.
Шведское кино любят, в первую очередь, за его неповторимую атмосферность. Существует много попыток повторить шведские шедевры в современном кинематографе, можно вспомнить хотя бы «Девушку с татуировкой дракона».
Сейчас в российских кинотеатрах идёт фильм шведского режиссёра Томаса Альфредсона «Снеговик», снятый по бестселлеру норвежского писателя Ю Несбё.
У Альфредсона уже есть опыт киноадаптации, а именно книги своего соотечественника Юна Айвиде Линдквиста «Впусти меня». Этот фильм и прославил режиссёра. Голливуд впоследствии даже переснял картину (главную роль в ремейке исполнила Хлоя Грейс Морец), сделав неплохой ужастик, но потеряв дух оригинала.
В плане картинки «Снеговик» является характерным образцом шведского кино, в котором находит отражение колорит, присущий этой киношколе. При этом сюжет получился скомканный, не всегда логичный, обрывистый. Нам остаётся лишь догадываться, что явилось тому причиной: сравнительно небольшой опыт режиссёра или давление голливудских продюсеров. Автору не удалось даже толком раскрыть смысл названия фильма. Получился триллер, который отличается от любого другого лишь подачей его автора. Снег определяет сюжет фильма и восприятие всей истории. Перед нами история двух персонажей: маленького мальчика, который пережил психологическую травму и пытается перенести свою боль на схожие ситуации, и уже немолодого детектива, прожигающего свою жизнь.
Игра Майкла Фассбендера была невыразительной. Попытка показать героя-алкоголика увенчалась полным провалом. Его гедонистический образ жизни не раскрывается в полной мере. Момент, когда он просыпается нетрезвым, в одном из эпизодов первой половины фильма, знакомящий нас с персонажем, больше не повторяется. О его образе жизни на протяжении всей картины далее говорят лишь пара признаний, что он алкоголик. Что касается Шарлотты Генсбур, то такое чувство, что она в картине нужна больше для мебели и одной постельной сцены.
Более интересной мне показалась Катрина Братт (исполненная Ребеккой Фергюсон) — молодая напарница протагониста. Такие образы — это своего рода клише в триллерах. Она вносит свежесть в сюжет и разбавляет настроение бывалого, потерявшего интерес к жизни детектива своим неудержимым желанием проявить себя в первом серьёзном деле. К большому сожалению, её роль в сравнении с книжным вариантом была значительна сокращена.
Про конец постараюсь обойтись без откровенных спойлеров, сказав лишь то, что он одновременно и логичен, и глуп. В голове не укладывается, что Альфредсон смог так резко всё оборвать.
Единственное, что по-настоящему удалось режиссёру — это нордическая атмосфера. Окружающий мир и души людей в этом фильме наполнены холодом. Снег и кровь — визуальная основа этой картины.