На закате лета в Суздале состоялся уже второй по счету всероссийский рок-фестиваль «Лето Любви». Несмотря на обилие трудностей и ковидных форс-мажоров, организаторам удалось собрать двухдневный опен-эйр с участием рок-групп разных направлений и стилей. Фестиваль проходил на территории туркомплекса «Горячие ключи», что тоже сыграло свою «экзотическую» роль, непонятно только, со знаком плюс или минус. Публики ожидалось куда больше, чем приехало по факту. Об этом меломан Артур Маркосян и решил поговорить с отцом-основателем и директором «Лета Любви» Сергеем Миляевым.
Артур Маркосян: Прошло всего несколько дней после этого великолепного музыкального действа на природе, какие на сегодня у его организатора ощущения?
Сергей Миляев: Начнем с позитива или сразу с негатива? Сами понимаете, в нашем многострадальном государстве не бывает так, как в развитых, правильных странах. У нас по привычке все через одно известное место.
Артур Маркосян: Тогда лучше с позитива. Судя по многочисленным откликам в соцсетях, местной и иногородней публике, да и самим музыкантам всё безумно понравилось и они требует продолжения банкета.
Сергей Миляев: Да, этот момент всегда радует несчастных оргов. Ради этих восторгов с откликами и пашем, как рабы на галерах. Разумеется, нам всем безумно приятно, что после фестиваля у продвинутой публики остается послевкусие, как после хорошего кино или книги, нового альбома любимой группы или выставки любимого художника. По факту так и есть: когда люди вместе два дня на свежем воздухе, невольно происходит сближение душ и очень интересное, неповторимое общение. Никому уже не важно, из какого ты города и кем работаешь в серые будни, потому что это настоящий праздник – любить близкую по духу музыку, общаться с любимыми музыкантами, приобретать новых друзей. Да и название в нашем случае выбрано очень удачно. Календарное лето как бы заканчивается, но любовь не живет по правилам календарей или бизнес-планов. А еще наш музыкальный формат подразумевает старый добрый рок, музыку 60-70-х, движение хиппи и прочие прелести нонконформизма. Люди не дураки, многие отлично понимают и чувствют подкоркой, как мы живем в 21 веке и куда катимся, особенно в последние годы.
Одно удручает на нашем фестивале уже второй год подряд: немногочисленная для такого масштаба мероприятия публика. Но здесь уже вступает в права владимиро-суздальская ментальность, извините за выражение. Тяжел на подъем в нашем регионе народ, ох как тяжел. Доехать до Суздаля 27 километров для многих не просто проблема, а почти «подвиг». Да и по музыке не все так идеально в этом государстве. Включите телевизор: там поют одни и те же напудренные лизоблюды уже четверть века, новых имен и стилей вы там видите еще реже, чем живого оппозиционера в кадре. Как там их сейчас называют по федеральным каналам, «иностранные агенты»?
Не удивлюсь, кстати, если завтра какой-нибудь японский или американский турист купит билет на наш фестиваль, а потом очередной суздальский стукач напишет из вредности письмишко в Минюст, что мы ни фига не патриоты лапотной Руси и дешевого лубка, категорически против любой войны и носим медальоны со знаком «пацифик». То есть самые настоящие «иностранные агенты» и оппозиционеры. Вы же помните советскую тупость из цикла «сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст»? Похоже, история повторяется, маразм тоталитарных режимов как всегда движется по кругу, пока не упрется в тупик. Тупик коммунизма мы уже прошли. Что там будет дальше?
Артур Маркосян: Время покажет… А что вы скажете про географию фестивальной публики? Откуда в основном были зрители, есть такая информация?
Сергей Миляев: А как же! Мы же два фестивальных дня плотно общаемся с благодарной публикой. Самые правильные люди на «Лете Любви» – это, конечно же, зрители из городов-миллионников: Москва, Нижний Новгород, Питер. Не потому, что они миллионники, а просто общего понимания культуры и нашего музыкального формата там куда больше, чем в том же Владимире, перманентно ориентированном на попсу, русский шансон и не самые умные театральные антрепризы. Посмотрите афиши местной филармонии, там кроме «Аквариума» нет ни одного имени или исполнителя, который был бы близко к формату «Лета Любви». Именно поэтому я и объявил со сцены 22 августа, что это был последний раз, когда мы пытались вывести Суздаль в число всероссийских фестивальных городов в жанре рок-музыки. Не катит этот формат для районного центра, имеющего историческую составляющую. День Огурца, День Лаптя, Банный день, Масленица, прочие этно-гуляния – вот их формат. Нет, в следующем году наш фестиваль однозначно переезжает в Подмосковье. Да простят меня владимирцы, кто хотел к нам приехать в этом году, но не смог или не захотел. В результате чего мы опять влетели на крупную сумму, но это уже совсем другая история.
Артур Маркосян: История о том, что во Владимире среди бизнесменов не нашлось ни одного спонсора для вашего рок-фестиваля?
Сергей Миляев: Ага, и эта история тоже. Я знаю только одного реального бизнесмена во Владимире, посильно поддерживающего мои независимые проекты, в первую очередь в жанре «кино» – Григорий Мелёхин. Человек с душой и сердцем, с четким пониманием происходящего внутри страны и в культуре. Все остальные заняты исключительно своими «Лексусами» и оффшорами, секретаршами с рабочими губами и личной охраной, распилами и откатами, что опять же относится к пресловутой ментальности этого «местечка». Но как можно винить в чем-то людей, прочитавших после «Букваря» всего пару-тройку книг в своей финансово успешной жизни? Каждому своё и «по делам их».
Артур Маркосян: Видел на фестивале веселых людей с флагом, где было написано «Саратов». Это музыканты какой-то группы?
Сергей Миляев: Нет, это зрители, поклонники нашего музыкального формата и свежего воздуха, для которых 850 километров – не расстояние. В семь утра выехали из родного города, в семь вечера приехали в Суздаль. Показательная история для тех, кто не смог проехать за два дня хотя бы 27 километров в одну сторону, до «Горячих ключей».
Артур Маркосян: О «Горячих ключах» тоже хотел спросить. Слышал, что вы стали партнерами в этом году. Как вам это удалось?
Сергей Миляев: Подробно о плодах этого партнерства я расскажу как-нибудь в другой раз. Или опишу историю наших взаимоотношений в книге рок-мемуаров «Хипари у врат зари», вы наверняка видели на Фэйсбуке такую группу, если интересуетесь моей персоной и моими рок-фестивалями. Тяжелое получилось партнерство, корявое, с полным выносом мозга и убийством моих предпоследних нервов. Мы – бедняки-энтузиасты и последние романтики, они – циничные бизнесмены, две параллельные линии, которые никогда не должны пересекаться. Разве что в кино, где в любом жанре необходим конфликт. Тем не менее, вера в прогресс на святой суздальской земле победила – была сделана попытка построить наш хиппово-музыкальный мир на два дня и одну ночь на их экзотической территории. Но если театр начинается с вешалки, то любой рок-фестиваль начинается с биотуалетов. И если на второй фестивальный в них забыли подкинуть туалетной бумаги, то это уже антикультурный нонсенс. То же самое было с палаточным городком – мы два месяца пиарили вариант палатка-парковка от туркомплекса, но за три дня до фестиваля менеджеры «Горячих ключей» вдруг требуют убрать эту информацию отовсюду. Я разумеется, отказываюсь, и все-таки продавливаю палатки. То же самое с фестивальным автобусом от железнодорожного вокзала Владимира прямиком до «Горячих ключей». Было объявлено время пяти отправлений туда и обратно, а по факту вышло только одно. Без объяснения причин. А люди ждали и рвали мне потом телефон. То же самое и по ценовой политике уличной торговли едой и напитками. Алчные начальники пищеблоков и десяток менеджеров турбизнеса не врубаются, чем отличается фестиваль от кабака. И таких крупных мелочей было с десяток, до сих пор веко дергается и спать без таблеток не могу.
Но главное, что зрители и музыканты в восторге – и от территории рядом со Щуровым городищем, и от музыки, и от прекрасной душевной атмосферы опен-эйра. Добавлю только, что шикарный деревянный мостик к нашему и другим фестивалям построили «Горячие ключи». Жаль только, что я на этот мостик больше ни ногой, как и наш фестиваль с говорящим названием «Лето Любви», нацеленный исключительно на добро и взаимопонимание.
Артур Маркосян: Говорят, в следующем году ваш фестиваль из всероссийского может превратиться в международный.
Сергей Миляев: Правильно говорят, есть такие планы еще с первого фестиваля. И ведущим этим летом был у нас вместе с владимирской рок-красавицей Дашей великолепный Игорь Кайдаров, много лет проживающий в Венгрии. Да, мы очень бы хотели приглашать зарубежные рок-группы, и не только из стран бывшего соцлагеря. Мы же все пацифисты, люди мира, наш лозунг — «делай любовь, а не войну». Мы не смотрим федеральный телевизор, где спикеры и гости ток-шоу комично трясутся от злости и кричат, что мы окружены исключительно врагами. Что ж они тогда своих детей и жен с любовницами туда отправляют, во вражий стан, скупают на враждебной территории дорогую недвижимость? Правильно, ложь и алчность, тупость и конформизм – вот с чем борется наш музыкальный формат, если говорить о какой-либо борьбе.
Артур Маркосян: Теперь хочу поговорить конкретно о музыкальном разнообразии на фестивале. Как вам это удалось?
Сергей Миляев: Сделали все, что могли в этот тяжелый пандемийный год и как-то справились с форс-мажорами. Это когда то барабанщик «Жар-Птицы», одной из первых рок-групп СССР, болен после коронавируса, то Умка где-то в другом городе должна быть в день своего выступления в Суздале, то за несколько дней до фестиваля «Калинов мост» слетает по причине болезни Димы Ревякина. Это всегда самый сложный момент для независимых рок-фестивалей, где минимальный бюджет и вытекающая оттуда куча проблем. Но мы справились. В том числе по стилям: от хипповских рок-бардов в одеждах 70-х до легендарного Бориса Базурова с его стиком и костюмированным фолком с женским вокальным трио, от умопомрачительного и филигранного «Вежливого отказа» (им недавно стукнуло 35 лет) до популярного среди менеджеров и столичных клубов «Рекорд Оркестра», от инструментального арт-рока с баяном от группы «XL-55» из Ярославля до хард-рока из Владимира и пост-панка из Иваново. Всех и не перечислишь участников «Лета Любви» в рамках этого интервью.
Одно могу сказать – все команды выступили круто и честно, и звук со светом был европейского уровня, и футболки с нашим логотипом раскупались, как свежий хлеб моего знакомого хлебопека. Приятно было видеть на поляне людей разных возрастов из разных географических точек России, хотя да, хипповый пипл постепенно вымирает, но за «олдами» идет не менее творческая и свободолюбивая молодежь. Так что, никакой грусти и уж тем более депрессии. Рок-музыка – лучшее лекарство от тоски и безнадеги. Особенно на свежем воздухе. Так и передайте нашему региональному министру культуры и всем башням Кремля.
Фото: Рок-фестиваль ЛЕТО ЛЮБВИ.