Лауреат Венецианского кинофестиваля и претендент на премию Оскар, «Рим» режиссёра Альфонсо Куарона получил восторженные отзывы критиков. И вся похвала этой картине является абсолютно заслуженной.
В фильме рассказывается история жизни мексиканской семьи начала 1970-х годов, в период детства самого режиссёра. Рим (Roma) — это район в Мехико, названный по имени итальянской столицы. Мать, отец и четверо детей живут в просторном доме вместе с бабушкой и двумя служанками индейского происхождения.
Такое положение дел сразу вводит нас в область социальной проблематики, но режиссёр не углубляет эту тему. Социально-политический контекст даётся в фильме лишь набросками, очень деликатно и лаконично. Он иногда проступает на фоне основной сюжетной линии, но не затрагивает всю глубину содержания картины.
«Рим» — многослойный и многогранный фильм. Но, прежде всего, — это фильм-воспоминание. Этот мотив усиливает черно-белая картинка, которая создаёт у зрителя эффект погружения в прошлое. Как и «Амаркорд» Федерико Феллини, это очень авторский фильм, рождённый из памяти самого режиссёра. Но картина не только об этом.
Глубоко личная история перерастает здесь в эпическое полотно о человеческой природе. И этим универсальным человеком, единицей человечности у Куарона является женщина, которая «всегда остается одна». Так говорит госпожа главной героини, пережившая измену мужа. Но история отношений самой служанки Клео ещё более трагическая. Мужчины в фильме больше относятся к природе стихий, они приходят и внезапно исчезают, как град или морские волны.
Это фильм в полном смысле о тяжёлой женской доле, но если применительно к российскому кино эти слова используются в саркастическом значении, то тут никакого сарказма нет. Главная героиня Клео — это служанка, у которой нет ничего, кроме работы. Она бесконечно привязана к этой семье и не стремится по-настоящему иметь свою личную жизнь. Её попытка завести отношения заканчивается трагедией — рождением мертвого ребёнка.
Чувство надвигающейся трагедии не покидает зрителя с самых первых минут фильма. Ты все время ждёшь чего-то, что должно случиться. Но катастрофы не происходит. И даже смерть новорождённой дочери ничего существенно не меняет в жизни Клео.
Её жизнь — это не череда трагедий, а череда мытья полов, стирки белья, приготовления еды, заботы о детях. Моменты быта семьи занимают центральное место в общем повествовании, которое неразрывно связано с жизнью главной героини. Медленные эпизоды, где Клео идёт по лестнице или моет пол, марширует военный парад, течёт вода или идёт град, занимают больше времени, чем сцены, где происходит какое-то событие: пожар, землетрясение, студенческие волнения, спасение тонущих в море детей. Всё это наполняет фильм содержанием, потому что именно в эти медитативные моменты ты начинаешь думать, а не просто следить за сюжетом. Ведь содержание рождается в голове у зрителя.