Большая часть туристов и паломников, приезжающих во Владимирскую область, обычно едет в старые владимирские и Боголюбовский монастыри, посещает два наших главных собора.
Служители этих храмов и монастырей уже привыкли к туристическому потоку. Монастыри из пустыней превратился в места паломничества, ориентируются на мирян. Для того, чтобы понять, что такое в православном понимании «пустынь», отрешение от мира и погружение в молитву, нужно идти в неизбалованные вниманием туристов обители. Наш корреспондент посетил один из таких монастырей: Николо-Волосовский. Расположенный в селе Волосово, достаточно недалеко от областного центра. Эта обитель сохранила свои традиции и является местом, где человек может побыть наедине с Богом.
Одно из препятствий для человека из мира — это транспортная доступность. Из Владимира нет прямых автобусов до Волосово. Есть автобус до Ставрово, а дальше, как повезет. Утром и вечером из Ставрово в Волосово ходят 2 автобуса, в остальное время можно добраться пешком или на попутках около 12 км. В век, когда люди стремятся заработать, там сохранились хорошие добрососедские отношения. Люди подвозят друг друга, спрашивают как дела, удивляются интересу к их святыне. По крайней мере стоять на дороге пришлось недолго, подвезти даром готов каждый второй водитель. Один на предложение оплатить бензин ответил, что он не таксист, не надо предлагать деньги за такую мелочь в святом месте.
Монастырь полностью соответствует устойчивому выражению «тихая обитель». Тишина даже в самом селе уже располагает к умиротворению. Несмотря на то, что монастырь был долгое время закрыт, уже возрожденный он сохранил все традиции монастырского жития, которые существовали еще до революции. Уклад в храме строгий. Фотографировать не разрешили, поэтому пришлось довольствоваться теми кадрами, которые успел сделать до тех пор, как спросил разрешения. На фотосъемку нужно благословение Владыки — митрополита Владимирского и Суздальского. Никто из служителей не решился дать такое разрешение самостоятельно. Матушка объяснила, что фотографии, сделанные без благословения, теряют святость, «не на пользу пойдут, а во вред».
Несколько монахинь заняты своими повседневными послушаниями. Одна готовит обед, другая читает Псалтырь в храме. Центрального отопления в монастырских постройках нет. Топят каменным углем и дровами. В кочегарке послушается тоже женщина, несмотря на то, что это тяжелая работа.
«Сами все делаем, живем натуральным хозяйством, из города привозим только то, что не можем произвезти. Вон коровы у нас, плечы…» — рассказывает одна из монахинь. При монастыре на достаточно небольшой площади богатое по своременным меркам подсобное хозяйство. Монахини сами производят мед, молоко, творог, сметану. Летом сажают картофель, косят сено. Снег расчищает трактор. «Вот родственник матушки Натальи (настоятельницы — прим. редакции) помогает. Если отвезти что надо, почистить, пахать. Слава Господу, что трактор есть, без него тяжелее было бы» — разъясняет одна из сестер.
При монастыре действует детский приют. На вопрос «как так вышло, что о сиротах не позаботилось государство?» монахиня отвечает: «Бог так устроил, все в руках его». Девочки помогают по хозяйству, по мере сил участвуют в жизни монастыря. Посещают среднюю школу в Торбуново, в музыкальную и регенстскую школу матушка возит их на своей машине во Владимир и Ставрово. Несмотря на удаленность от цивилизации, у детей есть возможность получить полноценное образование и развивать таланты. Общение со сверстниками ограничено временем пребывания в школе, в монастыре строгий устав, есть распорядок дня. Времени, которое можно провести в праздном безделии, там практически нет.