Роботы, андроиды, репликанты, синтетики и прочие искусственные существа (механической или органической природы), созданные руками человека по своему образу и подобию, давно стали одной из любимых тем научной фантастики.
Со времен Франкенштейна (в этом году ему, кстати, исполнилось 200 лет) об этом были написаны тысячи произведений. Но если творение Франкенштейна было страшным монстром, то в XX веке восприятие искусственных людей существенным образом поменялось. Со времен Айзека Азимова и Филипа К. Дика началась новая традиция — андроиды становятся человечнее, чем люди. Они стремятся всеми силами стать людьми и раскрывают в себе все грани человечности (гуманизм, сострадание, самопожертвование). Азимовский «Двухсотлетний человек» обретает последний атрибут человечности — собственную смертность.
В последние годы мы видим настоящий бум фильмов и сериалов, посвящённых человечности и чувствам андроидов. «Мир Дикого Запада», «Она» (2013), «Из машины» (2014), «Чаппи» (2015), «Почти человек», «Бегущий по лезвию 2049» (2017), отдельные эпизоды сериалов «Электрические сны Филипа К. Дика» и «Черное зеркало», «Зои» (2018) и другие. Все они продолжают уже сложившуюся традицию очеловечивания искусственных существ.
Шведский сериал «Настоящие люди» и его английский ремейк, последний сезон которого вышел в 2018 году, исследуют проблему человечности андроидов в социально-политическом контексте. В сериале показано не будущее (если и будущее, то очень недалёкое), а скорее альтернативное настоящее.
В центре сюжета — обычная шведская семья, которая покупает себе домашнюю помощницу-любота (в оригинале — hubot, от human robot). Но в результате выясняется, что этот любот (которую зовут Мими) — не обычный андроид, а одно из творений гениального учёного Дэвида Эйшера, который придумал специальный программный код, делающий люботов свободными. После загадочной смерти своего создателя Мими вместе с другими подобными ей андроидами скитается по лесам, борясь за своё выживание. Но её похищают торговцы нелегальными люботами и отдают в магазин, где её и находит семья Энгманов.
Мими становится новым членом семьи, и Энгманы начинают всё больше видеть в ней человека. Постепенно они приходят к пониманию, что у Мими есть такая же душа, как и у людей. Мать семейства Ингер Энгман, будучи адвокатом, начинает бороться за гражданские права люботов, а сын Тобиас влюбляется в Мими и становится участником движения трансгуманистов.
Но далеко не все в обществе разделяют подобные взгляды. Идеологии трансгуманизма противостоит партия «Настоящие люди», сторонники которой призывают отказаться от люботов. Это ультраправые радикалы, которые показаны в фильме маргиналами и террористами. Ради достижения своих политических целей они готовы пойти на самые жесткие меры. Но и сами люботы не отличаются высокими моральными качествами. В своём стремлении к свободе они ведут себя как настоящие люди, не останавливаясь перед насилием и убийствами.