Кирилл Алексеев, бывший помощник депутата Законодательного Собрания Владимирской области и политический аналитик покинул Россию после обысков по делу об антивоенном граффити. В своём блоге на «Доводе» он рассказывает о том, как встретил Пасху в Стамбуле.
В этом году красный цвет, с которым ассоциируется праздник из-за крашенных луковой шелухой яиц, имеет не только символическое значение крови, но, действительно, буквально утопает в крови в условиях войны, которая идёт между православной Россией и православной Украиной. Напавший утром 24 февраля на наших соседей и братьев (этнически и религиозно) президент Владимир Путин отказался прекратить огонь даже в преддверии Светлого Христова Воскресения.
Вопреки точки зрения члена «Единой России», главы города Владимира Андрея Шохина, день празднования Светлого Христова воскресения может совпадать много с чем, но только не с Рождеством.
Так как пасхальное богослужение начинается вечером в субботу, то пространства для совпадений достаточно. Например, в Турции вчера, 23 апреля, отмечались День национального суверенитета и День защиты детей.
В связи с и этим в Стамбуле, где я живу с 13 марта, проходили концерты, постоянно отовсюду играла музыка, можно было встретить много детей с шариками, в транспорте была развешана атрибутика с Ататюрком, первым руководителем постимперского и светского государства Мустафой Кемалем.
Культ Кемаля сопоставим с ленинским. Его портреты, памятники ему и сейчас вы встретите практически везде.
Каждый год я обязательно участвую во всенощном бдении. По причине того, что патриарх Кирилл и прочие иерархи Русской православной Церкви, по сути, выступили за агрессию в отношении братского и соседнего народа, для меня, как для православного христианина, встал вопрос о том, чтобы посетить ночную службу не в храме РПЦ МП.
В Стамбуле я нашел болгарскую церковь Святого Стефана. Мне понравилось её красивое здание и то, что служба будет вестись на церковнославянском и более-менее понятном болгарском языках.
Попадание на ночную службу оказалось небольшим приключением. Вышли заранее, чтобы дойти пешком (не люблю толкаться в автобусе, трамвае или метро). Присоединиться ко мне решил атеист и редактор «Довода» Кирилл Ишутин, в культурологических целях. По прибытию выяснилось, что в 23:00 одно из богослужений закончилось, а, собственно, на пасхальное надо ехать в болгарскую церковь на другом берегу, в другом районе.
Оказалось, что по случаю национальных праздников проезд в общественном транспорте бесплатный (3 поездки). Где-то к полуночи при помощи автобуса и метро удалось добраться до места назначения.
Попали сразу на крестный ход, приобрёл свечу (здесь они белые, а не красные) и проследовал за всеми во внутренний двор, а именно на спортивную площадку. Так необычно для меня началась служба.
Удивило, что после той части богослужения, которая проходила на улице, большинство там и осталось, чтобы пообщаться друг с другом и выпить чаю с куличами.
Практически всю службу я понимал. Хор состоял из двух пожилых мужчин. Некоторые молитвы были на болгарском, как и «Символ веры», который не все пели, а произнесла супруга генерального консула Болгарии.
Богослужение продлилось гораздо меньше, чем обычно у нас или в Грузии, где я встречал Пасху в прошлом году.
В 01:30 всё подошло к концу. Так, что даже удалось успеть вернуться домой на метро. Правда, в этот час проезд был не бесплатный, а по двойному тарифу — 15 лир (92 рубля): совпадающие праздники минули.
С Пасхой, православные и не очень (кто будет есть куличи с яйцами)! Христос воскресе!