Владимирская земля славна не только памятниками архитектуры XII века. Кроме Церкви Покрова на Нерли, Успенского и Дмитриевского соборов в нашей области есть множество церквей, неизвестных для большинства туристов и паломников, но не менее любимых местными жителями. Часть из них не закрывалась или закрывалась на короткое время, сохранив неповторимый облик русского православия в Судогодской глубинке.
Одну из них посетил наш коррепондент.
Село Заястребье впервые упоминается в патриарших окладных книгах в 1650 году. Раньше оно принадлежало Костромскому Ипатьевскому монастырю. Церковь в селе посвящена Троице Живоначальной, в честь нее и назван храм, хотя когда-то имел 3 престола.
Первый храм в селе был деревянным, имел одну главу. В выдержках из старых хроник, приведенных на православном портале «Любовь безусловная» и сайте Судогодского благочиния, упоминается, что купол церкви был обит деревянной «чешуею», алтарь, трапеза крыты тёсом. В церкви имеется местный образ Живоначальной Троицы, написанный красками.
Церковь в селе Заястребье отмечается в первый раз в патриарших окладных книгах вод 1650 г., а дань в патриаршую казну полагается с 1648 г., церковь эта была освящена во имя св. Живоначальной Троицы.
Два рундука входных, над ними шатрики крыты тесом. В церкви двери царския, сень и столбцы писаны на красках. По правую сторону царских дверей образ местный Живоначальныя Троицы писан золотом и краски; у Троицы два венца и 2 цата серебряные басемные позолочены, третий венец и цата медной басемной, убрус полотняной браной, в привесе 2 копейки золоченых и 5 серебряных. На южных дверях архидиакон Стефан писан золотом и краски. Местный образ Спаса, седящаго на престоле, венец и цата серебряны басемны позолочены, в подножия Иоанн Златоуст, да преподобные Зосима и Савватий, на них венцы серебряны басемны позолочены, убрус полотняной браной. Местной образ Живоначальныя Троицы в киоте, образ и киота писаны краски, 3 венца да 2 цаты серебряные басемны позолочены. Образ местный Пресв. Богородицы казанские, писан золотом и краски, на нем два убруса полотняных. По левую сторону царских врат образ Пресв. Богородицы Владимирския в киоте, киота обложена флямом, на киоте коруна резная сквозная, киот и коруна высеребряна и позолочена, у Богородицы и Предвечнаго Младенца венец и цата медные позолочены. На северных дверях благоразумный разбойник писан краски. Местный образ Николая Чудотворца с житием, у Николая Чудотворца венец серебряной басемной, убсус полотняной.
— описывают внутреннее убранство краеведы.
В 1782 году храм перенес страшный пожар, в результате безвозвратно утрачена большая часть церковного имущества. Вскоре церковь была восстановлена и также освящена в честь Троицы. В 1829 году вместо деревянной церкви начато строительство каменной, которое продлилось до 1840 года. Именно это здание мы можем наблюдать и сейчас, правда сильно пострадавшее от времени и непогоды, частично реставрированное.
В храме имелось 2 престола, третий был достроен позднее. В так называемом «холодном храме» располагался престол Живоначальной Троицы. В трапезе «теплой церкви» был установлен престол во имя Крещения Господня. Именно там и ведутся богослужения в холодное время года.
В конце XIX века при храме работала церковно-приходская школа.
Церковь знаменита тем, что в ней служил священник Сергий Фестинатов, будущий епископ Владимирский и Суздальский Онисим. Местные жители вспоминают, что в 1940 году священника арестовали. До 1943 года он просидел под арестом, в это время умерла его жена. На короткое время храм был закрыт, с колокольни были сброшены колокола. Но церковь не превратилась в соляной склад или амбар, избежав судьбы множества российских храмов. Часть утвари и иконы сохранились с тех времен. Певчий Павел Куксин, приехавший из Богородице-Рождественского монастыря на службу, показал старые хоругви и роспись холодной церкви. Множество предметов, икон, сохранились с тех времен. Местная община донесла до наших дней тот облик православного храма, который мы видим в описаниях Ивана Шмелева: пудовые хоругви, старые тяжелые низкие двери, старые, сильно закопченные иконы. В церкви до сих пор печное отопление.
Сейчас в церкви нет своего постоянного священника. Из Богородице-Рождественского монастыря по воскресеньям и в престольный праздник приезжает отец Ярослав, который проводит там службы. В селе есть и монастырское подворье. После богослужения священнику и гостям есть где остановиться, попить чаю. В монастырском доме живут двое трудников, приехавшие помолиться и послужить Господу. Они ведут хозяйство, держат коз, топят печь в храме, поддерживая постоянную температуру воздуха, чтобы не повредился старый иконостас и роспись на стенах. Несмотря на то, что село, как и большинство удаленных от крупных городов населенных пунктов, вымирает, на службу пришло около 10 человек. Это местные жительницы, в основном пожилого возраста. Но есть и исключение: в селе живет несколько детей, они тоже пришли помолиться и причаститься Христовых Тайн в воскресный день.
Несмотря на то, что храм частично реставрировали, заменили окна, установили новую главу, он находится в весьма плачевном состоянии. Сохранившаяся ограда сильно разрушена, нуждается в ремонте. В ремонте нуждаются и само здание, и колокольня.
Фото: Александр Мурин.