Джокер, бесспорно, самый известный антигерой в истории о Бэтмене. Не считая множества комиксов и мультфильмов, этот персонаж появляется в четырёх фильмах бэтмениады: «Бэтмен» (1966 и 1989 годов), «Тёмный Рыцарь» (2008) и «Отряд Самоубийц» (2016).
Но в этом году был снят полноценный фильм о маньяке с изуродованным и раскрашенным под клоуна лицом.
И фильм привлек к себе внимание. Западная пресса осудила его за романтизацию образа преступника и маньяка. Об этом мы ещё поговорим после. Но сначала перед нами стоит не менее важный вопрос: насколько фильм самостоятелен?
Есть мнение, что, если выкинуть из картины все привязки, состоящие из имён и названий этой вселенной, то мы увидим самобытный фильм. Так ли это? Скорее всего, да. Но стал бы фильм интересен и популярен? В этом уже уверенности нет.
Давайте обратимся к сюжетной линии. Нелюдимый, всеми унижаемый главный герой по имени Артур Флек не может найти себе места в мире, презирающим фриков и любую слабость. Единственный человек, который у него есть — это мать, с которой они вместе живут в нищете. Артур мечтает быть известным комиком. Он делает постоянные попытки понять, над чем же смеются люди, так как являясь психопатом, у него проблемы с восприятием эмоций. Из-за этого Артур часто становится объектом насмешек со стороны своих коллег и других окружающих людей. Давление со стороны социума и разрыв последних ниточек взаимоотношений с близкими людьми толкают его на ужасные поступки. Мы это всё не раз уже видели. Перед нами предстаёт стандартная история становления маньяка.
Но совсем по-другому фильм смотрится как эпизод большой истории этого персонажа — Джокера, противника Брюса Уэйна. Во вселенной супергероев она связывается с остальными сюжетными линиями и показывает нам интересную предысторию событий, которые разворачивались в «Тёмном рыцаре».
Линия, пронизывающая весь фильм, — это тема уродства. Уродства внешнего, воплощённого в видах нищеты Готэма и его бедного населения. И уродства внутреннего, морального, которое мы находим практически во всех жителях этого города. Классовое расслоение играет значимую роль в фильме. Богатое население пренебрежительно относится к людям, которые живут «на дне». Они ненавидят внешнее уродство жителей, которых сами же и бросили в низы. В фильме вы не увидите благородных джентльменов, помогающих бездомным. Но и низы здесь лишены благородства. Они готовы радоваться и героизировать любого, кто бросит вызов власть имущим. Даже если результатом будет насилие и жестокие убийства. Более того, эти люди сами готовы стать маньяками от злости, раздирающей их изнутри и жажды возмездия. Они не хотят менять мир к лучшему. Они хотят уничтожить тех, кто им причинил страдания и залить улицы родного города кровью.
«Джокер» — очень мрачный и жестокий фильм. Он не подходит для семейного просмотра, а для детей он заслуженно запрещён в кинотеатрах. Насилие в нём выходит за рамки привычных фильмов по комиксам.
И вот мы пришли к теме романтизации, которая была поднята при обсуждении картины критиками и журналистами. Но здесь надо разобраться, что именно показали авторы фильма.
Итак, мы имеем «героя» фильма, которого издевательства, нищета и жестокость окружающего мира сподвигли на протест против социума (вернее, его состоятельной части) и сложившихся порядков. Из-за его действий поднимается бунт таких же униженных и терпящих бедствия на протяжении всей своей жизни людей. Это на первый взгляд. Но, по факту, это история о том, как больной психопат начинает убивать людей, которые к нему плохо относились. И такое же психически больное общество его начинает поддерживать. Это не романтика, а торжество безумия. Скажем больше, протест, осуществляемый психопатами-клоунами — не пропаганда протеста, а подарок для любой власти. Это не мирные граждане, борющиеся за свои права, а безумные преступники. Как правило, именно такими и пытаются выставить власть имущие любых протестующих против них.
Как итог, это отличная история становления суперзлодея из комиксов, но весьма сомнительный самодостаточный шедевр, насыщенный массой кинематографических штампов. Тем не менее, это большой прорыв для «комиксового» кино. С каждым годом оно становится всё более серьёзным, и «Джокер» тому очередное подтверждение.