На протяжении веков татуировки на лице были частью культуры маори, священной меткой, которая может рассказать о генеалогии и наследии носителя. Но эскиз моко на подбородке одной новозеландки вызвал нешуточные дебаты в Facebook. Дело в том, что она белая, и в ней не течёт маорийская кровь.
Сэлли Андерсон, жена маорийца, рассказывает, что её татуировка символизирует личную борьбу и историю жизни, однако она обвиняется в присвоении местной культуры для личной выгоды.
Моко врезают в кожу с помощью специального зубила. Эта священная традиция связывает человека с другими членами его семьи и культурной самобытностью. Особое значение имеют moko kauae — лицевые тату, которые подразделяются на мужские и женские. Первые, как правило, покрывают всё лицо, в то время как вторые только подбородок.
Мера Ли-Пенехира, доцент Школы Te Whare Wānanga o Awanuiārangi в Новой Зеландии поясняет: «Маори относятся к лицу или голове с особым почтением. Потому и наносимые в этих местах татуировки сакральны».
Госпоже Андерсон, владелице бизнеса по лайф-коучингу, подобную татуировку несколько лет назад нанёс мастер, представитель коренного племени. Она ассоциирует её с тем, через что ей пришлось пройти в жизни, включая групповое изнасилование в юности. Как гласит её веб-сайт, простой эскиз объясняет «преображающую личность работу, которую делает Сэлли». Тату-мастер Иния Тейлор поделился своими соображениями на этот счёт. Дело в том, что перед тем, как выполнить заказ, он долго размышлял, насколько это приемлемо, и пришёл к выводу, что единственной причиной отказа будет её раса. Но недавно он пожаловался Андерсон, что она использует моко для продвижения бизнеса. Та в ответ удалила упоминания о тату со своего сайта, хотя фотографии оставила.
Тем не менее, некоторые представители народа всё же недовольны, «Это неприемлемо, — говорит Ли-Пенехира, которая также носит моко на подбородке. — Она полагается только тем, у кого в роду есть маори. Она идентифицирует нас, наши племена и суб-племена». Татуированный доцент Университета Вайкато, Те Кахауту Максвелл считает, что моко стал важным символом постколониализма. «Из-за колонизации и миссионерской деятельности эта традиция оказалась на грани исчезновения», — поделился он с BBC.
Возрождение обычая, как среди мужчин, так и среди женщин, пришлось лишь на конец XX века, когда произошло массовое пробуждение самосознания и принятие моко. «Так маори восстанавливают право на своё наследие и самобытность. Защитить последние оплоты культуры – наша обязанность, это и делает нас разными», — считает Максвелл.
В эмоциональном посте в Facebook художница Нгахина Хохайа утверждает, что со стороны Инии Тейлора отказать Андерсон из-за расы было не просто приемлемым, это было его обязанностью. Она пишет, что моко «стоит как бастион нашего выживания», а присвоение культуры и так практически опустошили таонга (святыни), сакральные для их народа.
Дэвид Ранкин из Нгапухи, один из лидеров маори, в интервью AM Show сказал, что не возражает против такого рода тату у белой женщины: «Она заплатила за него, это её подбородок, и если ей хочется расхаживать с узором на лице, то это исключительно её дело».
Максвелл утверждает, что для тех, кто старается возродить традицию, это настоящий «вызов». «Я сам, будучи носителем [моко], замечаю, как меня разглядывают, несмотря на то, что я доцент в университете, — рассказывает он. — Немаорийцы, встречая меня, например, в супермаркете, смеются, а их дети, показывая на меня, кричат: «мама-мама, какой смешной дядя!» С этим приходится сталкиваться, если ты маори и пытаешься реанимировать моко».
Ли-Пенехира сделала моко 12 лет назад, тогда на это смотрели как на причуду: «Мне приятно осознавать, что это больше не редкость, татуировка становится всё более популярной среди наших женщин». Она утверждает, что не осуждает Андерсон как человека. «Но суть в том, что моко — прерогатива маори, и мы должны охранять и защищать право на него», — уверена она.
Сэлли Андерсон не прокомментировала сложившийся ажиотаж. Во время ТВ-шоу «Те Карере» её муж, Роджер Те Тай – маориец с моко, полностью покрывающим лицо, рассказал, что ему понадобилось время, чтобы обдумать и принять её желание нанести такую татуировку, но его жена «больше маори, чем вы когда-нибудь сможете стать». «Всё потому что у неё всегда было и есть чистое сердце. Её душа — чистая душа. А когда вы судите человека, которого никогда не встречали, говорит ли это хорошо о вас?».