Никогда бы раньше не подумал, что пойду на фильм из серии про трансформеров и мне это понравится. Но это произошло.
Вообще, Трансформеры для меня являются своеобразным штампом фильмов, где превалируют одни спецэффекты, а сама картина является пустышкой. Компьютерная графика заменяет и сюжет и актерскую игру… и вообще всё. Если в первом фильме Майкла Бея ещё была попытка состряпать какой-то сюжет про отношения (получились «сопли» подростка по эффектной, но пустой барышне), то в дальнейшем от этого отказались вовсе. Аудитории любителей трансформеров не нужны рассуждения философского характера. Хватит пары банальных фраз, а остальное можно забить «вжух-вжухами».
И я понимаю почему. У меня у самого есть ребенок, которому все эти диалоги неинтересны, ему нужны действия, экшен.
Как же я отношусь к поклонником этого творчества? Не обязательно именно трансфмеров. На днях видел коммент к триеровскому «Джеку»: «Я не смог смотреть, оператор криворукий астралопитэк» . На ум сразу пришла мысль: «наверное, это фанат трансформеров».
Но давайте уже перейдём к сюжету фильма режиссёра Трэвиса Найта. Без пары спойлеров вы от нас не уйдёте (на самом деле ничего такого, чтобы вы не узнали из описания фильма или трейлеров к нему). Первые 10 минут мы видим привычное рубилово автоботов и десептиконов. Это вступление истории, показывающее нам как Бамблби оказался на Земле. Ничего примечательного, обилие компьютерной графики немного усыпляет. А вот после этого и начинается сам фильм. Фильм не о войне роботов, спасении мира, героизме и отваге. А о дружбе человека и робота-пришельца, о встрече двух одиноких существ в огромной Вселенной. И поддержка оказалась нужна, в первою очередь, грозному роботу, потерявшему память и боящегося всего, даже маленькой девочки, которая стала в итоге его защитой, верным другом и семьёй (в которой и сама нуждалась).
Девочку, между прочим, сыграла Хейли Стайнфелд, актриса известная зрителю своей яркой игрой в фильме «Железная хватка» братьев Коэнов. Она и здесь не подвела. Изначально мы невольно сравниваем её с главным героем оригинальной бейевской трилогии о трансформерах, Шаей Лабафом. Но чем дальше мы смотрим, тем больше понимаем, что девочка делает Шайю, как маленького мальчика, разбивая его в пух и прах своим актёрским мастерством. Она живая, и это чувствуется. Ей хочется сопереживать, в её образ просто веришь. Актриса многообещающая, это видно невооружённым глазом.
Отдельно отметим атмосферу 80-х. Да, именно в этот временной отрезок происходят события. После выхода сериала «Очень странные дела», ностальгия по восьмидесятым стала набирать обороты. Да и сам сюжет нам намекает на один из культов игрового кинематографа того времени — спилберговского «Инопланетянина». По визуальному ряду не так понятно, когда происходят события (но нам в начале это прямо заявляют), а вот музыка уносит нас на три десятка лет в прошлое. Радиоприёмник выдаёт нам олдскульные песни того времени. А ведь главный железный герой разговаривает именно через радиоприёмник голосами рок- и поп-исполнителей.
Подобное и подкупает в фильме. Он полностью отличен от картин Майкла Бея. На первый план выходят отношения, человечность «железки», а не бои и войны. Для грубых битв режиссёр отвёл начало и конец (далеко не весь), всё же мы смотрим экшен про роботов (хотя иногда сомневаешься, так ли это).
Человек — друг робота, который тоже требует защиты. Это ощущение усиливает камера в сценах с битвами роботов, которая направлена по большей части снизу вверх. Поэтому мы переживаем, в первую очередь, за главную героиню, оказавшуюся в центре сражения гигантов и летящих в разные стороны кусков металла.
Всё это вы сможете посмотреть на экране, если отважитесь на такой шаг. От себя скажу, как нелюбитель подобного кино, я остался доволен просмотром. Фильм очень чувственный и добрый. Конечно, сравнивать с шедеврами не будем, но для семейного просмотра он отлично подойдёт. Для меня это лучший фильм о трансформерах. Парадоксально, но именно потому, что фильм не о них.