В эти дни в кинотеатрах города Владимира можно посмотреть новый фильм Кирилла Серебренникова «Лето».
Не будем вдаваться в суть истории Серебрянникова, который до сих пор находится под домашним арестом, а расскажем о самом творении режиссёра.
Если вы хотели посмотреть фильм про молодых Цоя и Науменко, то вы ошиблись. Если вы фанат этих исполнителей, то вас он может разочаровать из-за недостоверности изложения их биографии. Пример тому история с Борисом Гребенщиковым, раскритиковавшим сценарий фильма.
Серебренников использовал историю как гвоздь, на который он вешает свою картину. Это мюзикл в традиционном западном стиле с лёгким отражением советской эпохи. Дух времени выражается в фильме за счёт постоянного присутствия «Большого брата», атрибутики того времени и чёрно-белого кадра, символизирующего прошлое нашей страны. В остальном же это самобытный современный фильм. В кинокартине даже есть персонаж Скептик (является одной из сторон личности Майка Науменко), который постоянно повторяет, что ничего из того, что происходит в фильме, не было и не могло быть на самом деле.
Не всегда даже имена и прозвища главный действующих лиц соответствуют реальным. Яркий тому пример Андрей Панов (по прозвищу Свин), который фигурирует в фильме как просто «панк». Науменко представлен как кумир русского рока, к которому пришёл на смотр Виктор Цой. Майк, несмотря на свою известность, убеждён, что ничего нового и по-настоящему легендарного он сотворить уже не в состоянии и у него творческий кризис. Он чувствует себя лишь тенью своих кумиров, легендарных исполнителей западного рока. Поэтому открытие миру таланта Цоя становится для него смыслом жизни. Ради этого он не жалеет ничего. Даже своей жены, которую готов уступить молодому музыканту. Для него очень важно посадить это дерево, чтобы оно дало ростки. В этом он видит своё предназначение и своё величие. Дать миру не музыку, а человека, который сотворит множество гениальных произведений.
Образ Цоя не совсем привычен для зрителя и не совсем положительный. Это молодой музыкант, который всеми способами хочет добиться славы. Этот Цой не из фильма «Ассы», плюющий на систему и устои своего времени. Он прогибается под режим. Он не удаляется, когда его тексты не нравятся чиновнице, курирующей рок-клуб. В конце он превращается в персону привычную нам по образу современных поп-исполнителей, думающую лишь о коммерческом успехе своего творчества. Про актёра Тео Ю говорить долго не будем. Он используется, как «голова» открывающая рот под озвучку. Притом когда он говорит, камера на него смотрит сбоку или сзади. Серебренникову нужен был просто похожий образ.
Жизнь главных героев картины проходит в условиях прессинга со стороны советского режима. Все действия публики в зале, где проходят концерты рок-исполнителей, контролируются. В фильме они утрированы до крайности. Музыканты мечтают вступить в открытый бой с существующей системой, но на деле не решаются сопротивляться. Их дело музыка, а не кулаки и баррикады. Позже эта сюжетная линия совсем сходит на нет, уступая романтике отношений Цоя и жены Науменко, которую сыграла Ирина Старшенбаум. Последней нужно отдать должное. Её игра, наверное, была самой выразительной в фильме.
Роль Майка Науменко сыграл Роман Билык, больше известный как Рома Зверь из популярной группы «Звери». Видно, что он старался и справился с ролью. Для музыканта, дебютирующего в кино, его игра выглядит вполне достойно, хоть и не идеально. Но Серебренников и не собирался копировать персонажей. Ему нужны были два легендарных представителя русского рока, чтобы сделать ярче свою историю. Поэтому Билык удачно подошёл на свою роль.
Возможно, самое важное в фильме — это операторская работа. Чёрно-белый кадр с постоянными дорисовками, как бы прямо на видеоплёнке, делаюсь картину особенной. Но это лучше посмотреть самому.
Весь фильм пронизан музыкой, она служит фоном к его повествованию. Скорее всего, именно она отделяет современное от далёкого прошлого. Притом, наряду с песнями Майка и Цоя, мы слышим и зарубежную музыку, которая сливается в палитру разнообразия красок и оттенков. Поэтому то, что на Каннском кинофестивале саундтрек фильма взял приз, смотрится вполне последовательным и не вызывает сомнений.