Фотографии чужих окон – искусство или вуайеризм? Как нью-йоркский фотограф занимается тем, что наказуемо во многих странах.
Если в возрасте шести лет к вам в руки попал фотоаппарат, то у вас может появиться новое увлечение, а если вечерами вы наблюдаете за жизнью в круглосуточном магазинчике в доме напротив, то оно может перерасти в профессию. Это и произошло с девушкой из штата Вашингтон. Знакомьтесь, Гейл Альберт Халабан, она заглядывает в ваши окна, но только если вы сами ей это позволяете.
Серию фотографий, ставшую предтечей проекта Out of My Window, Гейл сделала после переезда в Нью-Йорк во время бессонных ночей, когда ей приходилось вставать к новорожденной дочке. Любуясь витринами цветочного магазина через дорогу, она делала снимки, которые по ее признанию не имели особой художественной ценности. После смены владельца, он перестал работать 24 часа, а ей стало не хватать привычного вида из окна, тогда она решилась на рискованный шаг. Идея заключалась в создании снимков освещённых окон вечернего города, однако это можно было бы счесть за вуайеризм, а в Штатах за это есть серьезная статья. Чтобы не столкнуться с проблемами, она начала заранее договариваться с жителями дома, который ей бы хотелось запечатлеть, о дне съемки, не обговаривая конкретное время, чтобы позы были максимально естественными. Если они соглашались, в назначенный день она устанавливала камеру и выбирала подходящий момент для спуска затвора.
Её кадры словно из фильма «Окно во двор» демонстрируют повседневную жизнь горожан: кто-то занимается приготовлением ужина, кто-то играет на музыкальных инструментах, кто-то спит, а некоторые просто смотрят вдаль.
Первым городом, который она обошла в целях создания фотопроекта, стал Нью-Йорк, за ним последовали Париж, Буэнос Айрес и Стамбул. По словам миссис Халабан, большинство жителей относятся к затее положительно, агрессивно настроенных людей она почти не встречала, хотя, казалось бы, известный своей раскованностью Париж удивил фотографа. Публикацию кадров частной жизни парижан в сборнике Vis-à-vis для газеты Le Monde французы сочли аморальной и неприемлемой, несмотря на то, что в проекте участвовали исключительно добровольцы, отозвавшиеся на ее предложение в Фейсбуке.
Целью таких работ Гейл считает, прежде всего, поиск тонкой грани между между публичностью и частной жизнью, тем, что происходит у всех на виду и сокровенным. В конечном итоге совместный творческий процесс помогает незнакомцам в лице соседей лучше узнать друг друга, и нередко в такие моменты заводятся новые дружеские отношения.
Хотя Халабан называет своей вдохновительницей Рут Оркин, история знает фотографов, в прямом смысле фокусировавшихся на жизни за окном, например, фотопроект «Грязные окна» Мари Альперн 1993-94 годов, а также «Незнакомцы» Сидзуки Йокомидзу 1998-2000 годов.
Снимки Гейл Альберт Халабан появлялись в таких изданиях как New York Times, Time и Huffington Post и многих других.
Фото: https://www.gailalberthalaban.com/