20 апреля во Владимирской областной научной библиотеке прошёл фестиваль «Библионочь». Одним из главных событий этой акции была встреча с писателем Алексеем Ивановым, ставшим широко известным после экранизации его романа «Географ глобус пропил».
Алексей Викторович Иванов родился в Горьком, но уже спустя два года его семья переехала в Пермь. В детские годы писатель часто бывал во Владимирском крае. Каждое лето до пятнадцати лет Алексей Иванов приезжал в гости к своей бабушке, которая жила в селе Стёпанцево Вязниковского района. Она работала продавцом в книжном магазине, в котором любил проводить свои дни маленький Алёша Иванов. Об этом времени писатель до сих пор вспоминает с теплотой: «Это был очень маленький книжный магазинчик. Я его вчера снова посмотрел, и непонятно, как там помещались мы вдвоём: я и моя бабушка. Я сидел при ней, раскрашивал раскраски, листал книжки. Тогда во мне зародилось бесконечное уважение к книге. Наверное, тогда же бабушка научила меня и читать, и писать. Этими способностями я обязан Владимирской области».
Именно тогда, ещё в дошкольном возрасте, Алексей Иванов решает стать писателем: «С самого детства я начал что-то писать и сочинять. Недавно я откопал у себя в архиве школьную тетрадку, на обложке которой было написано: «Три Робинзона, фантастический роман. Алёша Иванов, 6 лет». То есть уже в 6 лет я мыслил себя как масштабного писателя, сразу замахиваясь на роман. Сколько я себя помню, я всё время что-то писал».
После окончания школы Алексей Иванов решает поступить на факультет журналистики Уральского государственного университета, надеясь, что это приведёт его к писательству. Но его путь в профессиональную литературу оказался дольше, чем он рассчитывал. Его первые книги были опубликованы лишь в 2003 году. С этого времени Алексей Иванов стал полностью жить литературным трудом.
Для Алексея Иванова литературное творчество — это не просто работа, это сама жизнь, без которой он не мыслит своего существования: «Писатель — это человек, который видит мир как текст. Писатель видит мир как истории, которые он может рассказать. И вот, мне всегда хотелось рассказывать эти истории».
Первым большим произведением Иванова стал роман «Общага-на-Крови». Он был написан в период распада Советского Cоюза, во времена творческой свободы, когда прежняя идеология уже отступила, а новая ещё не пришла. Именно в эти годы, по утверждению самого писателя, он сформировался как личность.
Несмотря на то, что «Общага» была написана совсем в другую эпоху, в ближайшее время планируется её экранизация. Писатель относится к этому с пониманием, считая неизбежными смысловые потери при переводе литературного произведения в формат художественного фильма.
Многие произведения Иванова посвящены истории России. Поэтому значительную часть его работы составляет поиск и анализ исторической фактуры. Но по одним архивным документам невозможно восстановить суть и содержание исторической эпохи. Образы литературных героев оживляются силой воображения писателя.
При этом Алексей Иванов не считает себя историком. В своей работе он пользуется достижениями профессионалов исторической науки: «В этом моё отличие от тех писателей, которые пытаются протащить какое-то собственное видение российской истории. Я принимаю сторону того учёного, кто доказал мне свою точку зрения наиболее аргументированно».
Отвечая на вопрос о российской национальной идее, Алексей Иванов заметил, что подобная идеология — это путь к тоталитаризму. Он считает, что русскому народу не нужна какая-то одна идея, одинаковая для всех. В нашей стране есть много идентичностей, для которых существуют разные ценности: для рабочих — это труд, для крестьян — это власть и собственность, для жителей русского севера — это предприимчивость, для казачества — это справедливость и равенство. В отличие от Европы, свобода для русского человека — всегда вторичная ценность. По мнению писателя, единственной национальной идеей в нашей стране может быть только империя. Поэтому, чем больше мы говорим об этом, тем меньше у нас шансов обрести нашу собственную свободу.
Полная аудиозапись встречи: