На большом экране – однозначно «да», считаем мы. И вот почему.
Дени Вильнев – известный эстет. Визуал, возможно, — главное достоинство этого фильма. Режиссер создает фантастически красивую картинку. В ней нет детали, которая не была бы доведена до совершенства.
Картинка захватывает дух, специфическая музыка «Дюны», работая в паре с визуальным материалом фильма, вводит зрителя в медитативное состояние. Задача режиссера – не из легких. Визуальный контент призван удерживать внимание зрителя целых 2,5 часа. И это особенно важно, когда сюжет картины размыт и невнятен.
Дени Вильнев разделил эпическую сагу Фрэнка Герберта на 2 части. Фильм с бюджетом в 200 млн долларов отражает лишь первую. Причем, режиссер не ставит задачу сформировать законченную захватывающую историю, продолжения которой будешь ждать с нетерпением столько, сколько потребуется. Он, как художник-импрессионист, будто делает мазки яркими красками. Однако, чтобы увидеть замысел автора, необходимо дождаться, когда работа будет закончена, отойти на приличное расстояние и оценить задумку. После просмотра фильма становится очевидно, что без второй части впечатление от картины будет неполным.
Главный вопрос к киноленте – ее месседж. Вильнев будто заботливо расставляет фигурки на шахматном поле, которым только предстоит вступить в игру. Но будет ли продолжение? Большой вопрос. Как известно, «Бегущий по лезвию 2049» провалился в прокате, несмотря на не менее захватывающий визуал, гораздо более четкую сюжетную линию и драматургию главного героя.
В «Дюне» сюжет рассыпается, как песок. С мотивами главных героев происходит нечто подобное.
Пол Атрейдес (Тимоти Шаламе) рожден с определенной целью: герцогу нужен наследник, а вселенной — мессия. Большую часть фильма главный герой находится в поисках себя. Он юн, благороден, красив, образован и талантлив, однако не понимает, кто он и что ему нужно делать.
Большую часть фильма Пол либо видит сны, либо пребывает под действием галлюциногенных специй, которые добывают в пустыне, либо обучается боевому искусству.
Образ главного героя, как и его матери «ведьмы» Джессики (Ребекка Фергюсон), прорисован более или менее четко. Остальные персонажи – лишь наброски характеров, которым не дано раскрыться, несмотря на хронометраж в 2,5 часа.
Характеры персонажей эпизодичны и лишены развития. Статичными остаются даже Джессика и Пол: с ними не происходит каких-либо значимых метамарфоз. Благо, к концу фильма Пол определился: поверил в свою избранность и решился остаться в пустыне, чтобы научиться ее силе.
К сожалению, нераскрытой остаётся драматическая история доктора Юэ, которому приходится пойти на предательство ради спасения собственной супруги: все время и силы режиссера занял визуальный контент.
Большинство персонажей фильма вызывает немало вопросов. Жители пустыни с голубыми от специй глазами, кто они? Их нельзя отнести к негативным персонажам, поскольку они противостоят злу — дому Харконненов. Однако и положительными этих героев назвать сложно (вспомним, как они хотели убить Джессику и Пола, чтобы использовать их тела в качестве источника жидкости). Император, который остается за кадром, он кто? Добро или зло? Доктор, который помогает семье Атрейдес, пытается освободить супругу, но при этом становится предателем? Его также не назовешь ни положительным, ни отрицательным персонажем.
Несмотря на всю неоднозначность картины, будет искренне жаль, если такой грандиозный фильм провалится в прокате, и мы не увидим продолжения многообещающей киноленты, которая могла быть не только фантастически красивой, но и в полной мере завершенной.