«Отец» – фильм о пожилом человеке с деменцией и его дочери, получивший в этом году два «Оскара» – за лучшую мужскую роль (Энтони Хопкинс) и лучший адаптированный сценарий.
Кинокритик Антон Долин назвал эту ленту «маленькой революцией». По его мнению, новизна этого фильма заключается в том, что мы видим происходящее глазами человека, которым нельзя верить: мужчина страдает от прогрессирующей деменции.
Следует отметить, что фильм основан на пьесе. А главное в любой пьесе — диалоги. Это напрямую отразилось на особенностях фильма. Действие в ленте происходит в замкнутом пространстве — квартире. Герой лишь изредка смотрит в окно. Эта деталь добавляет чувства безвыходности, вплоть до клаустрофобии.
Кроме того, даже это, и без того замкнутое пространство, «схлопывается» и оскудевает, отражая изменения во внутреннем мире героя. Часто и необъяснимо меняется интерьер. Исчезают картины со стен, после мебель, краски становятся более блеклыми. Ближе к концу фильма мы видим пустой дом, в котором не осталось ничего, кроме стен.
Отметим, что «Отец», в первую очередь, — это фильм о чувствах и переживаниях пожилого человека. Эта картина — не единственная среди номинантов на премию «Оскар» 2021 года, где раскрывается тема старости. Победитель «Оскара» «Земля кочевников» – тоже лента о жизни людей пожилого возраста. Только если в фильме-победителе мы видим жизнь после жизни, которую человек так или иначе может контролировать, то в «Отце» – её неизбежное и бесконтрольное угасание.
Причем, благодаря взгляду на мир глазами героя, мы можем ощутить весь ужас, который испытывает больной пожилой человек. Перед замутненным взором Энтони предстает то его дочь (которую играет Оливия Колман), то посторонняя женщина, представляющаяся дочерью. То муж дочери, то другой мужчина, который представляется её супругом. После мы узнаем, что дочь давно разведена и собирается уехать в Париж. Через время — о том, что ни о каком Париже никогда не было речи, что дочь давно и счастливо замужем. Ближе к концу фильма оказывается, что она все-таки уехала в Париж. Об этом герою сообщает медсестра в доме для престарелых.
Бедный герой путает имена, лица, время, квартиры. Энтони полностью дезориентирован в пространстве, времени и собственных воспоминаниях. Ему больше не на что опереться. И чем дальше, тем ему становится хуже.
Картина заканчивается тем, что главный герой живет в доме для престарелых, но считает, что он — у себя дома. Энтони не помнит, что находится здесь уже несколько месяцев. Медсестра каждый день зачитывает ему открытку дочери, потому что герой обо всем забывает.
В итоге, герой впадает в состояние детского сознания. Он превращается в маленького ребенка, который плачет и зовет маму на помощь. Жуткая картина заставляет сердце сжиматься от жалости, хотя еще недавно Энтони вел себя напыщенно, уверенный в собственном уме и в том, что все вокруг хотят его обмануть – украсть часы, отобрать квартиру.
Следует отметить, что часы в фильме также играют символическую роль. Герой их постоянно теряет. Считает, что их украли, хотя на самом деле, он прячет их и забывает об этом.
Исчезновение часов символизирует потерю контроля над временем и собственной жизнью. Энтони блуждает по лабиринтам своего сознания, где реальность смешивается с галлюцинациями, события, произошедшие давно, перемешиваются с теми, которые происходят здесь и сейчас.
Автор не ставит перед собой задачу ответить на неизбежные вопросы: что в фильме правда, а что ложь. Его цель – оставить зрителя дезориентированным, заставить почувствовать то, что переживает больной старик и его самый близкий родственник – дочь.
О реальности событий мы можем судить лишь опосредованно. Определить, кто из актрис настоящая дочь, а кто нет — непросто. Мы только предполагаем, что реальная из них та, которая появляется в кадре чаще и плачет от собственного бессилия что-то изменить. Однако это не говорится прямо. Достоверно в картине только одно – жуткая мозаичная реальность-галлюцинация, завладевшая сознанием Энтони. И из этого лабиринта нет выхода.
Вместе с темой старости в фильме всплывает тема одиночества. Но уже не спокойного, осмысленного и даже медитативного, как в «Земле кочевников», а жуткого и неизбежного. Такую старость человек не выбирает. И из неё нет выхода.
Что будет дальше, научится ли герой жить в новых условиях, сможет ли смириться с происходящим? Ответа нет. Есть только чувство ужаса и понимание, что среди нас живут люди, которые сейчас испытывают нечто подобное, и им нельзя помочь. Разве что встать на позицию матери, как это делает медсестра, когда герой впадает в детское состояние сознания в самом конце фильма.