Многие жители города помнят еще ходящих по квартирам с предложениями купить ведическую литературу вечно радостных людей.
И помнят момент, когда их не стало, как и храма на Николо-Галейской улице.
Вообще проблема свободы вероисповедания и восприятия иноверцев в нашем городе существует. Это признают как сами руководители местных неправославных приходов и храмов, так и граждане, исповедующие другие религии. Немного особняком стоят мусульмане — их достаточно много, чтобы каким-либо образом задеть их права. Тем не менее мечеть в нашем городе только одна и находится на частной земле.
Мы решили узнать, как идут дела у кришнаитов, которые подвергались критике со стороны РПЦ, лишились возможности аренды муниципального здания и практически свернули свою деятельность во Владимире. Проблемы начались сразу: никто из местных преданных (как они сами себя называют) не захотел разговаривать с прессой. Кто-то в последний момент отказывался, кто-то отправлял в Москву к специалисту по связям с общественностью. На наше предложение поговорить откликнулся человек, который часто приезжает сюда из Нижнего Новгорода. Он не член Общества сознания Кришны, которое в России представляет ИСККОН, а сам нашёл себе духовного учителя в Индии во время одной из паломнических поездок.
Корр: Многие считают вас и ваше движение сектой, почему так?
Юрий: Да, многие считают. Вообще люди с трудом воспринимают то, что отличается от их представлений о мире. Людям не хочется меняться, изучать что-то новое, искать свой духовный путь. Это характерно для нынешнего времени, Кали-юги. Проще считать врагами не таких как они. Современному человеку нужен враг, он не готов верить тому, кто приходит к нему с улыбкой и открытым сердцем. Он готов верить похожему на себя, даже если тот считает его рабом, стремится обмануть. Но мы, я имею в виду что все мы, поклоняющиеся Кришне, не только ученики Шрилы Прабхупады, не секта. Мы открыты для всех, кто приходит с открытым сердцем к нам и готов принять то, что мы проповедуем.
Корр: А откуда такое отторжение? Почему трудно пообщаться с преданными из Общества сознания Кришны в нашем городе?
Юрий: Ну на сколько я знаю, у вас во Владимире на преданных было давление, у них отобрали храм, ими интересовались «эшники», против них высказывались местные общественники и руководство РПЦ. Они просто не хотят к себе лишнего внимания, боятся сболтнуть что-нибудь не то.
Корр: А может быть слышали что с храмом и будет ли новый храм или центр ведической культуры?
Юрий: Вообще я политику не люблю. И всем этим событиям есть неполитическое объяснение. Все в этом мире происходит по воле Кришны. Если ведется проповедь, если преданные открыты миру и готовы дарить любовь и тепло, то господь Кришна даст им все необходимое. Будут и разрешения от администрации, будут ашрамы, будут мероприятия и гости. Если преданные заняты служением для себя, то господь сделает так, чтобы их не беспокоили. Храм во Владимире есть, он в одной из деревень. Те, кто хочет собираться там, знают про это место. Просто не афишируют его. Они хотели уединения и духовного поиска, им эту возможность дали.
Корр: А как вообще преданные относятся к политике и обществу? Кого поддерживают?
Юрий: Вообще мы вне политики. Это следует из принятого в Индии кастового деления. Мы — брамины. Политикой и войной занимаются кшатрии. Они из другой варны (касты — прим. редакции), ниже нашей. Но так или иначе политика в нашу жизнь приходит независимо от нашего желания. Правители забыли, что они сами обещали людям свободу совести и записали это в Конституции. Это не священная книга, но договор, который они заключили с людьми. Если можно будет что-то сделать, чтобы всем преданным стало легче в России, я это сделаю. Не знаю, как другие. А общество? Я не верю, что можно изменить общество в нынешнее время. Общество полностью соответствует его эпохе. Ложь, зависть, похоть — это нормально для Кали-юги. Есть те, кто ощутил в себе Параматму — Господа внутри себя. Эти люди очистились духовно, живут по тем предписаниям, которые получили с неба. Они приходят к нам, общаются, ищут свой путь и своего Учителя, который приведет их в Вакунтху или Голоку-Вриндавану (варианты рая — прим редакции). Их жизнь — уже сама по себе медитация.
Корр: А к цифровой эпохе как относитесь? К проповеди через интернет, к возможности быть услышанными тысячей людей разом?
Юрий: Вообще у меня с этим не очень просто. До тех пор, как я нашел в себе Господа, я много общался в соцсетях, на форумах. Учился на программиста. Сейчас я сильно ограничил общение в интернете. Это отнимает время и приносит в мою жизнь все то из мира, от чего я ушел. Был момент, когда я удалил свою страничку в контакте, перестал общаться с многими так называемыми «друзьями». Я начал искать себя, искать Бога. Сейчас интернет использую, чтобы найти интересующие меня книги, изредка переписываюсь с нужными мне людьми, ну и по работе. Общаюсь с духовным учителем по скайпу. Но к проповеди через сеть я не пришел еще. Соцсети затягивают в себя, предлагают интересоваться тем, чем интересуются все. Вместо того, чтобы прославлять имена Господа, я стану читать чем живут друзья, что происходит в мире. Пока считаю, что лучше ограничить. Придет время, я тоже буду проповедовать через соцсети.
Корр: А как вы нашли своего учителя?
Юрий: Вообще я лет 8 назад много увлекался мистикой и эзотерикой. Искал свой путь. Приходил в храм Кришны, который искконовский, в том числе. Потом я понял, что тут, в России, это все отголоски знаний о вечном. И я поехал в Индию. Деньги были, зарабатывал неплохо, скопить не составляло труда. Первое путешествие вообще перевернуло все, что я знаю о востоке и индийских верованиях. Тут реально отголоски. Там совсем другие люди и другой уклад жизни. Есть люди, живущие в беспросветной бедности, относящиеся к низшим кастам, но они увидели Бога и служат ему. У нас в России это все цивилизовано и формализовано. Но не искренне. Искреннюю веру я там увидел. Это когда у тебя ничего нет, а ты вручаешь свою жизнь высшим силам настолько, что даже не заботишься о завтра. О тебе позаботятся. К примеру у нас в семьях по 1-2 ребенка. В Индии есть семьи где по 10-12 детей, но они на несколько порядков беднее. И они находят еду, кров. Я немного знаю хинди, могу с трудом но объясниться без словаря. Меня привели к моему учителю, когда я посетил один из храмов. Я спросил, где можно увидеть настоящего гуру, тогда незнакомый мне человек просто взял и отвел меня за руку. Я реально боялся, что мне не хватит знания языка, чтобы объяснить все, что чувствую, задать все вопросы. Но они сами собой отпали. Учитель взял четки, прочел на них круг «Харе Кришна» и дал их мне. Мне подсказали, что надо сделать то же самое. Я повторил за ним. Вообще преданное служение — это слушание и повторение. В этом суть. Вот так вот вместе прочесть маха-мантру — это гораздо больше, чем вести многочасовые споры.
Корр: Многие преданные берут себе имена на санскрите, а у вас обычное русское имя. С чем это связано?
Юрий: Имя дается во время посвящения. Учитель выбирает ученику имя в виде слуги Кришны или одного из известных преданных. Кришна-дас, Нрисимха-дас. Слуга Кришны, Слуга Нрисимхи. У меня пока нет такого посвящения. Вообще в России и в ИСККОН люди получают посвящение, даже не осознав, что это навсегда. Назад нет дороги. Тут многие преданные принимают на себя такую ношу, еще не понимая, что они теперь слуги Господа. Что единственное в их жизни — это служение. Мой гуру сказал, что я не готов еще принять это. В начале мне было обидно. Потом понял, что в России это определенная экзотика и дань моде. А Учитель был прав.
Корр: Критики движения в России часто приводят аргумент, что вы считаете Гуру абсолютно правыми по всем вопросам. Как вы это прокомментируете?
Юрий: Это верно и неверно разом на вашем уровне восприятия. И на моем пока еще тоже. Вообще стать Учителем — это дело всей жизни. И найти Учителя — это дело всей жизни. Пока вы живете в мире, для вас Гуру может ошибаться. Проходит время и вы понимаете, что прав был Учитель. Но времена, когда ослушаться Гуру было преступлением, давно закончились. Сейчас, к примеру, я часто критикую Шрилу Прабхупаду. На мой взгляд он сделал много неверных шагов. Мой Учитель — ученик его Учителя. Но я читаю его книги и книги преданных. Я общаюсь с ними, если они хотят общаться.
Корр: А что вы можете сказать про свободу вероисповедания в России?
Юрий: Вообще это неудачный вопрос. Эта свобода не в России, эта свобода внутри вас и во всем мире одновременно. И в других мирах тоже. Это внутри настолько, что нельзя как-то на это повлиять. Если вы верите, вы сможете исповедовать как вам хочется. Если власти покарают вас за это, вам это будет в радость, потому что все равно вы Господу служите. Служение Господу — это радость. К примеру, я еду из Нижнего чтобы пообщаться с теми, кто верит одинаково со мной. Я еду за свои деньги, в свое личное время. Мне не страшно, что меня не поймут. Я могу носить вайшнавскую одежду на улице. Я могу купить джапамалу, тилак, вегетарианские продукты, одежду. Свободы, данной в России, достаточно для полноценного служения. Просто нужно иметь желание и потребность. Все остальное называется словом «политика». Это для кшатриев — правителей и воинов.
Фото — https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=6001581