Про праздничные баталии насчёт бытовых подробностей жизни в Советском Союзе и о том, какие выводы из них можно сделать.
Я не считаю длинные новогодне-рождественские выходные злом. Просто не надо пить все эти десять дней. Тогда можно прекрасно отдохнуть, даже если никуда не ехать путешествовать.
Но всё-таки зло от затянувшихся праздников есть. И вы его ощущаете, когда заходите в Твиттер и Фейсбук, где собираются всякого рода политические деятели, мыслители и активисты. Привыкшие к ругани по любому поводу, скуку праздников они заполняли традиционным срачем. Причем повод нашёлся не абы какой, а самый что ни на есть «актуальный»: хорошо ли было жить в СССР или плохо?
Началось всё с невинной перепалки насчёт отсутствия или наличия свежих помидоров на новогодних столах брежневской эпохи. Продолжилось подковыркам насчёт йогурта и туалетной бумаги, которых не было. Закончилось ожесточёнными боями по поводу очередей за продуктами и взаимных проклятий, которыми обменивались «сталинисты» и «либералы».
Стоит ли это вообще анализировать или проще пройти мимо?
Рассмотреть ситуацию, на мой взгляд, полезно.
Первое. Отсекаем реплики восторгающихся и хейтеров, которые в Союзе максимум ходили под стол. Ничего своего о бытовых подробностях жизни они не поведают. Лишь представят пересказы того, что им говорит их старшее окружение.
Второе. Обнаруживаем, что воспоминания людей, живших в СССР, не идентичны, акценты у них расставлены по-разному. Ещё имеются и статистические сведения.
Кому и чему верить? – Да надо прекратить делать из таких высказываний объект веры.
Первое. Советское общество, в котором было стремление к равенству или уравниловке (кому как больше нравится), не было однородным. Различия существовали по регионам, по социальным слоям, по периодам, наконец. Мои дедушка с бабушкой относятся к поколению детей войны. Его послевоенные годы прошли в разгромленной Воронежской области, а её – в Сибири. Естественно, впечатления у них, словно ночь и день.
Второе. У каждого человека свои особенности восприятия. Один будет спустя 50 лет брюзжать, что сыр впервые попробовал в университете, а другой расскажет, как здорово было кататься на лыжах по лесу, ходить в походы, петь песни. Психология. С этим ничего не поделаешь.
Третье. Спорщиков чаще всего не интересует восстановление объективной картины. Для них важно, чтобы те, кто помоложе, повторяли за ними их мнение.
И тут мы подходим к самому главному. А почему сейчас, в 2018 году, ведутся такие баталии по поводу туалетной бумаги и помидоров в Союзе?
Первое. В столкновение входят апологеты 60-х-80-х годов и их ярые оппоненты, рассказывающие, как всё было замечательно в 90-е. Каждая группировка продвигает свой «золотой век» и хочет, чтобы в массовом сознании закрепился нужный его образ. В ход идут любые средства.
Второе. Самое важное, с моей точки зрения. Наше общество заражено комплексом жертвы. Миллионам наших с вами сограждан буквально доставляет удовольствие смаковать, что они лично или их предки от кого-то пострадали, что им чего-то не хватало, что из-за тех давних событий они что-либо недополучили и сейчас живут так вот бедно. Людям хочется, чтобы их пожалели, может быть, даже кинули какую-нибудь подачку за их страдание. А вот желания самим построить свою жизнь так, чтобы нравилось, нет. Это же сложнее, чем сочинять малоубедительные истории о репрессированном прадеде-помещике или муссировать более реальный сюжет о прадеде-кулаке.
Наблюдая за тем, во что превращают совсем недавнее наше прошлое, давайте в будущем, когда нас спросят: «А как там всё было в 90-е и при Путине?», постараемся быть честны перед своими детьми и внуками, не выдавать собственные ощущения за жизнь всей страны.