Вторая часть интервью с владимирским режиссёром Сергеем Миляевым.
В первой части нашего интервью мы говорили, в основном, о киношколе. Сейчас давайте поговорим о вашем кино. Какие фильмы вы сейчас снимаете, где вы их показываете? Я знаю, что в этом году проходил китайский кинофестиваль, где ваши работы получили признание.
— Да, наша короткометражка взяла в Китае четыре приза из десяти. Я получил по голове нарядной статуэткой как сценарист и режиссер, Игорь Мельников и Яна Мужецкая – за лучшие главные роли. Целую неделю нас возили по Китаю, показывали страну и людей, мы в полном восторге от этой незабываемой поездки, да ещё полностью за счёт принимающей стороны. Но если честно, как-то надоело уже про нашу «Простую историю» говорить, почти два года прошло с момента съемок, этот корметр был отмечен на многих фестивалях: в Барселоне, Сиэтле, Нью-Йорке, в Голливуде на фестивале короткометражного кино. Наша жизнь не стоит на месте, сейчас на стадии «постпродакшн» полный метр «Бемоль» с замечательным Андреем Филиппаком в главной роли. Работа продвигается тяжело и медленно, уже полтора года снимаем фильм почти без денег, автоматом попадая в разряд «микробюджетных», если говорить фестивальным языком. Сейчас наконец-то вышли на финишную прямую, и если всё удачно сложится, в апреле планируем пресс-показ во Владимире, а в мае-июне скромную премьеру в Москве и Питере.
И о чём будет ваш полнометражный фильм?
— Это социальная драма. История простого провинциального музыканта, у которого однажды сдали нервы. Это будет так называемое «авторское кино» или «арт-хаус», так что никаких широких прокатов нам не светит, это уже сейчас ясно, исходя из общей плачевной ситуации с кинопрокатом в нашем государстве. Наш фильм не из разряда забойных блокбастеров и прочих аттракционов, у него неторопливое повествование, никакого хоррора, порнухи и насилия, никаких лихих погонь и прочих «стрелялок». Не хотелось бы сейчас углубляться в подробности сюжета, рано о фильме пока говорить. Скажу только, что там снялось много владимирских актеров, как профессионалов, так и любителей, в том числе курсантов и выпускников нашей киношколы. И всё это было не зря: сейчас во Владимире мы собрали небольшой, но крепкий штат, который хоть завтра может работать на больших проектах. Осталось только дождаться доброго дядю или тетю.
Съемки фильма "Бемоль"
Это радует, провинцию не часто балуют съемками полных метров или крутых сериалов.
— Увы и ах. Да, нечасто. Хотя в европейских городах формата Владимира круглый год что-то снимается, жителям этих городов можно только позавидовать. Зато у нас самые низкие проценты по кредитам в мире, самые счастливые пенсионеры и самое заботливое о своем народе правительство! А ещё дорогущий, но никому не нужный – кроме его организаторов! – фестиваль «Владимирская вишня». Нет, снимать кино в наше время в российской провинции, да ещё полный метр – это даже не подвиг, это безумие. Много лет я ждал, когда мне кто-то даст денег или я найду миллион долларов в кустах, но так и не дождался этого трепетного мига. С одной стороны, может быть, это и хорошо. Потому что я не снимал какие-то поспешные, проходные фильмы. С другой стороны, любые творческие идеи быстро протухают, устаревают для самого автора, а когда перегораешь сам, ничего хорошего из этой запоздалости уже не получится. Я давно по себе заметил: какая-то конкретная тема волнует меня три-четыре года, а потом что-то происходит внутри меня самого, и в голове уже другие мысли, другие сюжеты. Да, в идеале снимать кино надо максимально быстро, пока ты сам в теме и твои единомышленники и актеры ещё не выдохлись от долгого ожидания проекта. Нет, творческое начало не дает мне сидеть на месте годами, темперамент не тот. Кино для меня – почти безостановочный процесс последнее время. Даже если я не снял конкретный фильм, в голове я его как бы уже снял, и пора двигаться дальше.
Раньше в разных интервью вы говорили, что государство вам никак не помогает, не даёт денег на съёмки фильмов. Сейчас что-то изменилось?
— А с какого перепугу наше государство поменяется? Нет, конечно, всё по-старому. Официальные структуры по-прежнему делают вид, что нас нет. В год 70-летия Победы мы с оператором Игорем Ганьковым сняли часовой документальный фильм о предпоследнем ветеране из Суздаля, но даже на символическую поддержку этого проекта денег у власти не нашлось. С большим трудом удалось показать нашего «Суздальского Сокола» на «Губернии 33», за что нам заплатили издевательскую сумму в две с половиной тысячи рублей. А потом я вижу в сводках годовой бюджет этого телеканала, созданного сами знаете, кем и для чего. 36 миллионов рублей! Вот вам и вся забота о кино и ветеранах! И потом ещё некоторые мои товарищи упрекают меня в том, что я не умею дружить с властью и их лизоблюдами. Ага, вот такой я негибкий, такой вот «нерукопожатный». Как можно дружить с непробиваемой железобетонной стеной? Это они должны «дружить» со мной, как с представителем народа, от которого они как бы делегированы во власть. У нас вообще последнее время всё «как бы». Как бы культура, как бы образование, как бы забота о народе. Но давайте подумаем вот о чём: кто сейчас помнит имена чиновников, кто гнобил Андрея Тарковского или Сергея Параджанова? Их имена прокляты и забыты, а фильм «Зеркало» входит в десятку лучших мировых кино-шедевров. Сейчас на дворе ещё более отвратительное время, чем при совке. И творческие люди чувствуют это куда острее тех, кто сидит вечерами у телека и верит, что у нас самый добрый в мире президент. Художник вообще ничего общего не должен иметь с властью. Потому что она во все времена бессовестная, хитровымудренная, алчная, хорошо структурированная. А что такое творчество? Это же внутренняя свобода в первую очередь. И неважно чем ты занимаешься, снимаешь кино на коленке, пишешь стихи, песни или картины. Когда гаснет внутри художника свобода и желание поделиться сокровенным, он начинает тупо быть ремесленником. Лично меня это никак не устраивает, я нонконформист по полной программе.
Фото: Ярослав Ломов.
Т.е. вы считаете, что с властью вообще не нужно сотрудничать. А как вы относитесь к гражданскому обществу, которое пытается выстраивать диалог с властью, как-то на неё влиять?
— Выстраивать диалог со своих твердых позиций по всем вопросам? Или же лизать булки власть имущим? Это две большие разницы, согласитесь. Вся мировая демократия строится на том, чтобы иметь разные мнения, но в результате приходить к правильному и полезному обществу результату. Без этого не может существовать ни одна развитая страна. Попробовал бы мне в СССР какой-нибудь чиновник отказать во встрече, чтобы выслушать мои беды и чаянья или конкретные предложения по культуре! Да его бы тут же согнали с мягкого кресла, отправили бы из большого города работать председателем самого убыточного колхоза. А в наше время попробуйте поговорить с губернатором или его замами на расстоянии одного метра, у вас ничего не получится. Власть закрылась от народа щитами и стенами, разве возможно при таком циничном раскладе настоящее гражданское общество?
А какие формы гражданского участия для вас кажутся правильными? Если, например, люди борются за сохранение какого-то исторического здания или против вырубки любимого парка – тут всё понятно. А вот, например, участие в муниципальных выборах? Это для вас приемлемо или уже нет?
— Знаете, на моих глазах многие знакомцы, которые отправились во власть «за салом», неважно куда, за очень короткое время превращались в других, уже мало узнаваемых людей. Они попадают в среду, в которой есть определенные правила игры, и эта система перемалывает их под себя за несколько месяцев. И обратной дороги для этих «заблудших» уже в принципе не существует. Они попали в капкан, не столько идеологический, сколько материальный.
Т.е. вы бы сами, например, не пошли в депутаты и не одобрили бы, если бы у кого-то другого возникло такое желание?
— Нет, не пошёл бы ни в коем случае, и не одобрил бы, слишком много там, наверху, зла и обмана, цинизма и алчности. У меня же есть глаза и уши, есть своя голова и собственное видение того, что происходит в моем родном государстве. Я не доверяю ни партии власти, ни оппозиции, которая, по сути, является частью той же системы. Как говорится, те же яйца, только в профиль. К тому же, у меня с детства есть чёткое убеждение – какой талант тебе Бог дал, тем и нужно заниматься по жизни и судьбе. Политика – это точно не моё. Но если бы кто-то спросил у меня совета, идти или не идти ему в депутаты, я бы, наверно, ответил словами поэта Иосифа Бродского: «прежде, чем выбирать правителя, надо расспросить его об искусстве». Я каждый день вижу условных «половых» и «кухарок», которым подфартило занять какую-то должность, стать чиновником или «народным избранником», зрелище отвратительное и для страны малопродуктивное. Хотя по большому счёту всё зависит от конкретного человека, его крепкого морального стержня и чёткой позиции. Если бы в нашем до сих пор Ленинском районе баллотировался режиссер Юрий Быков или старый рокер Юрий Шевчук, я бы точно пошёл за них голосовать. Потому что эти парни не подведут, они уже ответили своим творчеством, делами и мыслями на все мои главные вопросы. И как бы ни старались наши «начальники» создавать себе «положительные образы», нутро у них в основном гнилое, мелочное, меркантильное. Так что, если рассуждать на эту тему «космическими» понятиями, то творец всё равно «главнее» чиновника. Он живёт для вечности, а не для сиюминутного мига, чтобы набить свой «бемоль» жирной пищей, хапнуть побольше бюджетного бабла и на наши с вами деньги построить себе в трёх странах особняки с прислугой.
Но вернемся к кино. Да, власть у нас сейчас увлекается пропагандой, ищет какие-то «скрепы» в прошлом, поэтому так много снимается исторических фильмов или про спортивные достижения, которые были давно. Но есть ведь и настоящее кино, тот же Звягинцев, например.
— Да, он лучший наш режиссёр на сегодняшний день. И сам говорит о том, что ему очень повезло, что он счастливчик. Он был актёром, хотя за 12 лет сыграл только в двух спектаклях, потом снимал рекламные ролики, неплохие короткометражки. И однажды богатый совладелец телеканала «Рен ТВ», продвинутый современный парень, предложил ему снять первый полный метр с хорошим бюджетом. Фильм «Возвращение», кстати, мне до сих пор очень нравится, как и его вторая картина, «Изгнание». Не скажу, что я в полном восторге от последних фильмов Андрея Петровича, снятых в сотрудничестве с чётким и прагматичным продюсером Роднянским, но факт остаётся фактом: русское кино теперь представляют во всем мире именно Звягинцев и Сокуров, и это вполне заслуженно. И заметьте: у этих интеллигентных парней очень правильные мысли о государстве и мироустройстве, достаточно посмотреть любое их интервью.
А какие ещё русские режиссеры кажутся вам интересными?
— Слава Богу, у нас есть хорошее авторское кино, несмотря ни на что. Сигарев, Серебрянников, Волошин, братья Котт, Федорченко, Хлебников, Герман-младший, младший Твердовский, тот же Быков, ещё пять-десять молодых имен. Жду на днях новый фильм Сергея Лозницы «Кроткая», тоже считаю его русским режиссером, недавно в обязательном просмотре нашей киношколы был его замечательный военный фильм «В тумане». Но тут надо сказать, что в России всё равно какая-то своя модель авторского кино и она немного другая, чем в Европе и Америке. И дело тут не только в бюджетах и актерах. Сценарии у нас частенько слишком приглаженные, что ли, по старой советской привычке. Сюжетных клише многовато, героев однобоких, ситуаций заезженных, ну и подсознательная мысль авторов о том, что мы всё-таки делаем кино для российского зрителя. А лучшие фильмы, на мой киноманский взгляд, должны быть более интернациональны, чтобы наши фильмы и в Китае поняли, и в Иране с Нигерией. За других отвечать не буду, но мне бы самому хотелось в будущих своих фильмах поглубже копать человека, чтобы его внутренние полярности воевали друг с другом, а не искали легких путей и компромиссов. Могу на эту тему ещё полчаса говорить, но вашего времени жалко.
И что вы скажете владимирцам под занавес этого интервью?
— Ничего не бояться и жить своей собственной жизнью. Не забывать о том, что в каждом из нас заложен творческий потенциал, и раскрыть его можно в любом возрасте и при любой власти. А ещё вместо телевизора почаще смотреть мировую классику авторского кино. Ну и с наступающим всех Новым годом!