Траурная церемония и месса в честь погибших прошли в Центре армянской культуры.
Мероприятие началось со встречи представителей армянской диаспоры в городе. Перед богослужением представители армянских семей, проживающих в нашем городе, общались, вспоминали жертв геноцида.
Около полудня отец Абгар отслужил мессу. Несмотря на будний день и рабочее время, на встречу пришло около ста пятидесяти человек.
После богослужения перед собравшимися выступили председатели областной и городской общин диаспоры.
Камо Гаспарян (председатель областной общины) поприветствовал собравшихся и объяснил, что вся сила в объединении армян, независимо от территории, на которой они проживают. По его словам, геноцид армян со стороны Османской империи в 1915-1923 годах — величайшая потеря для народа.
Но геноциду подверглись не только армяне. Такая же судьба постигла греков и другие христианские народы. Он был в Греции и разговаривал со священниками там. По его словам, греки пока не могут заявить о том, что их народ подвергли гонениям, потому что для этого нужно собраться, объединить усилия всего народа. Среди них нет того единства, которое присутствует у армян.
Геноцид армянского народа признали многие страны. И их цель — бороться за признание данного события во всем мире.
Сергей Яжан, председатель общины города Владимира, дополнил речь Камо Гаспаряна словами, что если бы люди во всем мире обратили внимание на происходящее на севере Османской империи в то время, то можно было бы избежать Холокоста и многих других трагедий всего человечества.
Большинство присутствующих по традиции возложили красные розы и гвоздики к одному из мемориалов, установленных на территории культурного центра. Среди них были представители армянских общин области и отец Абгар.
Религиозная церемония, прошедшая в Храме Григора Лусаворича (Просветителя) — непременная часть дня траура.
Армения — первое государство, сделавшее христианство своей официальной религией. Большинство армян — христиане. Богослужение ведется на национальном языке.
Именно вера стала одной из причин геноцида. По словам Сергея Яжана, гонимые люди могли отказаться от своих верований, чтобы сохранить свою жизнь. Но они выбрали смерть, потому что хотели сохранить свою веру и идентичность.
Ведущую роль в геноциде играла идея панисламизма и пантюркизма, которые исповедовали руководители Османской империи. Одной из основных задач правительства того времени был не просто захват территорий, а насаждение ислама и определенного образа жизни и представлений о мире. Гонениям подвергались именно те народы, которые отказывались принять это как должное. По словам Сергея Яжана, многие погибшие в ту эпоху — погибли за веру и были причислены к лику святых.
В статье, размещенной на сайте владимирской диаспоры, есть такие строки:
Предпринимая уничтожение армянского населения, правящие круги Турции намеревались достичь нескольких целей: ликвидация Армянского вопроса, что положило бы конец вмешательству европейских держав; турки избавлялись от экономической конкуренции, в их руки перешло бы все достояние армян; устранение армянского народа поможет проложить путь к захвату Кавказа, к достижению «великого идеала туранизма». Исполнительный комитет трех получил широкие полномочия, оружие, деньги. Власти организовали специальные отряды, как «Тешкилат и махсусе», состоявшие преимущественно из освобожденных из тюрем преступников и прочего уголовного элемента, которые должны были принять участие в массовом уничтожении армян.
Несмотря на то, что геноцид — страшная трагедия, день памяти — это не только слезы. Для пришедших армян и гостей выступили исполнители традиционных песен. В их музыке звучала не только боль, но и призыв к возрождению.
Как среди выступающих, так и среди зрителей, можно было заметить немало детей. На одежду и мобильные устройста они клеили символ этого траура — незабудку.
На территории культурного центра наш корреспондент насчитал 3 хачкара (армянских памятника в виде плоских камней с крестами), которые посвящены событиям Армяно-турецкой войны.
Несмотря на то, что хачкары установлены в честь такого трагичного события, крест на них также цветущий. Крест с лентами и проросшими ветвями — символ животворящей силы Креста, а не креста, как орудия казни. Такие же кресты армяне носят на теле, изображают в алтаре храмов. К кресту, установленному в 2018 году, кроме цветов был принесен горшок с проросшими злаками.
Кроме хачкаров, в культурном центре есть многократно уменьшенная копия Цицернакаберда — мемориального комплекса, установленного в 1967 году в Ереване в память о трагедии.
По поводу тех трагических событий в Армении с посланием к народу обратился Президент республики Армен Саркисян.
Карине Арутюнян, исполнительный директор армянского телеканала Gala TV, рассказала «Доводу» о событиях тех трагических лет:
«Сегодня армяне всего мира отмечают День памяти жертв Геноцида армян. Это было первое в XX веке массовое истребление людей по национальному признаку.
Армяне, принявшие христианство в начале IV века и живущие на своей исторической земле, волею судьбы ставшей территорией Османской империи, как не исповедующие ислам относились к людям второго сорта. Им запрещалось носить оружие, они облагались более высокими налогами и даже были лишены права свидетельствовать на суде. И, конечно же, армяне, устав терпеть свое бесправное положение, стали требовать равенства в правах с остальными жителями страны.
К тому времени Османская империя, ослабевшая в череде русско-турецких войн, пришла в упадок. Нужно было срочно искать виновных. И виновными оказались армяне. Первая волна массовых убийств прошла в годы правления султана Гамида. Со временем вступления Османской империи в первую мировую войну против армян был объявлен «джихад». Последующее правительство младотурок под руководством Энвера паши решило осуществить запланированную задолго до этого и санкционированную правительством массовую депортацию армянского населения в пустыню Дер Зор.
24 апреля 1915 г. были арестованы и в течение нескольких дней зверски убиты 800 представителей армянской интеллигенции. Взрослые мужчины, которые не были убиты на пороге своего дома , были вывезены за населенные пункты и уничтожены. Женщин и девушек насиловались и убивали, или отдавались в мусульманские гаремы. Стариков, детей, женщин без еды и питья колоннами под конвоем жандармов гнали в пустыню Дер Зор. Обессилевших убивали на месте или оставляли умирать в пустыне. Оставшиеся чудом живыми армяне рассеялись по всему миру. По приблизительным подсчетам с 1915-1922 г. было уничтожено более полутора миллиона армян.
Только после установления государственности, армяне обрели право требовать исторической справедливости – признания Геноцида армян в Османской Турции сегодняшним правительством этой страны. 24 апреля со всего мира армяне приезжают на свою историческую родину, чтобы со своими соотечественниками из Армении почтить память своих предков. Они возлагают цветы к вечному огню в Цицернакаберде. К вечному огню возлагают венки и иностранные делегации. Накануне, начиная с 2000-го года, в столице Армении проходит грандиозное факельное шествие. Жители Ширакской и Лорийской областей возлагают цветы к мемориалу жертв Геноцида в «Джарди дзоре» («Овраг резни»).
День памяти жертв Геноцида отмечают не только в Армении. В этот день армянские общины всего мира выходят на митинги, требуя от Турции признания Геноцида Армян в Османской Турции.
Мы требуем признания Геноцида армян, чтобы он не повторился в истории других народов».