Если ввести в поисковую систему запрос «история праздника 8 марта», увидишь огромный список ссылок. За ними — одинаковые, почти один в один, рассказы о женском празднике, те же нелепые мифы, размножаемые Интернет-писателями с необычайной легкостью. Фотографии Клары Цеткин или Розы Люксембург в окружении сердечек, цветочков, влюблённых парочек и ссылок на праздничные открытки и поздравления.
Голые исковерканные факты и больше ничего. Только иногда — чья-то точка зрения, вставленная в текст для оригинальности.
Найти что-то действительно стоящее внимания и вдумчивого прочтения в этом море информационного мусора — задачка непростая. Ещё сложнее отделить зёрна от плевел — правду от мифов и откровенной лжи.
В советские годы всё, что было связано с революцией, коммунизмом и социализмом, превозносилось и почиталось. Порою — до абсурда. Теперь мы открещиваемся от всего, что напоминает нам о советской эпохе. И праздник 8 марта, история которого мало кого по-настоящему интересует, как-то обесценился. Кто-то либо вовсе не задумывается о смысле и значении международного женского дня. Кто-то клеймит позором якобы еврейский праздник, призывая поздравлять женщин в неделю жён-мироносиц. Кому-то 8 марта не нравится, потому что этот праздник эмансипированных женщин-революционерок. Другие иронизируют по этому поводу, говоря, что 8 марта женщинам нужно дарить не цветы и конфеты, а избирательный бюллетень и Трудовой кодекс.
Но любая крайность, как известно, далека от истины. Ни одно из событий мировой истории нельзя рассматривать только с одной стороны, давая ему однозначную оценку.
Можно по-разному относиться к феминисткам и женщинам-революционеркам и совсем не стремиться пополнить их ряды, но забывать о том, что многие блага, которыми мы сейчас пользуемся, — их завоевание, нельзя. В начале XXI века никому и в голову не придёт, что сотню или пару сотен лет назад женщина не могла получить образование, принимать участие в политической жизни страны и вообще практически не имела права голоса! Но так было буквально вчера. Буквально вчера до смерти избили Розу Люксембург за то, что она требовала равных прав для мужчин и женщин и пыталась предотвратить Первую мировую войну. Буквально вчера другая немецкая революционерка Клара Цеткин выступала против фашизма, милитаризма, за смягчение трудового законодательства для женщин и предоставление им всеобщего избирательного права.
А сегодня мы уже забыли, какой ценой завоёваны наши права и свободы. Да и пользоваться этими благами мы порою отказываемся, как будто они нам не нужны вовсе…
Но ведь до сих пор женщины за тот же труд получают намного меньше, чем мужчины, сталкиваются с дискриминацией при устройстве на работу (многие работодатели не горят желанием отпускать девушек в декретный отпуск и платить им пособие), терпят унижение, выслушивая шовинистические анекдоты с сексуальным подтекстом.
До сих пор роль женщины в обществе в первую очередь связывается с пресловутыми кастрюлями, семейным очагом и прочими патриархальными ценностями. В них, по большому счёту, нет ничего плохого — ровно до тех пор, пока они не загонят женщину в тупик: психологический, духовный и физический, пока они не мешают ей развиваться и реализовывать себя.
И кто сказал, что семья, материнство и общественная деятельность, карьера, самореализация противоречат друг другу? Никакая революционная деятельность не помешала Кларе Цеткин быть прекрасной матерью и воспитывать двоих детей. Так почему мы сейчас должны отказываться от своих прав ради весьма зыбкого «счастья в личной жизни»?
Кто есть кто?
Клара Цеткин (1857-1933)
Родилась 5 июля в саксонском городе Видерау, в семье немецкого учителя.
Немецкая революционерка, одна из основательниц Коммунистической партии Германии, активистка рабочего и женского движения.
Роза Люксембург (1871-1919)
Родилась 5 марта в польском городе Замосце, который в то время входил в состав России, в семье коммерсанта.
Немецкая революционерка, активистка немецкого, польского и международного рабочего движения.