В октябре 2017 года в российском прокате вышел «Бегущий по лезвию 2049» канадского режиссёра Дени Вильнёва и продюсера Ридли Скотта.
Это кино является продолжением культового фильма 1982 года, снятого по произведению Филипа К. Дика. Первый «Бегущий» считается шедевром кинематографа, значительно повлиявшим на развитие жанра научной фантастики. И сиквел меня не разочаровал.
«Бегущий по лезвию» – это философская притча, главный вопрос которой – это вопрос о человеческой природе. Действие фильма происходит спустя 30 лет после событий первого «Блэйдраннера». Его главный герой, репликант (андроид) по имени К. (Райан Гослинг) находит в себе душу и учится быть человеком. Он ищет настоящее в мире и себе самом, пытаясь понять природу своих воспоминаний и чувств. К. любит девушку-голограмму, компьютерную программу, созданную для удовлетворения эмоциональных потребностей людей.
Но что такое настоящие чувства, и как их отличить от подделки? Может ли искусственный интеллект любить? Но если эти чувства ничем не отличаются от человеческих, то почему их нельзя считать настоящими? Потому что у ИИ нет свободы и девушка-голограмма на это запрограммирована? Её чувства не могут остыть, она не может обидеться или уйти – но разве люди не считают такие отношения идеальными? Ведь брак в религиозном понимании – это супружеские узы (т.е. оковы): жена не может уйти от мужа, а муж от жены, их брак заключен на небесах и не может быть расторгнут. В этом случае, почему мы не можем считать голограмму Джой идеальной женой, а её чувства к К. высшей формой любви?
На мой взгляд, конечно, не можем. Ведь человек – это тот, кто знает, что такое добро и зло, любовь и её отсутствие, и способен выбирать между ними. Поэтому любовь девушки-голограммы – это иллюзия. Мне показалось, это понял и главный герой в конце фильма, когда увидел рекламный лозунг своего любимого «изделия»: Everything you want to see. Everything you want to hear.
На протяжении всего фильма офицер К. открывает в себе человеческое. И в этом поиске невозможно остановиться. Ведь «человек» – это что-то трансцендентное, это, прежде всего задание и цель, а не что-то раз и навсегда описанное, зафиксированное и оформленное. Человек – это загадка и тайна. И именно стремление к этой непознаваемой тайне делает нас людьми.
Отдельно следует отметить визуальную составляющую фильма. Такую эмоционально выразительную атмосферу, созданную за счет цвета и зрительных образов, я видел, пожалуй, только в фильмах датского режиссера Николаса Виндинга Рефна. Возможно, тут не обошлось без его влияния.
«Бегущий по лезвию 2049» – это медленное, медитативное и глубокое кино. Любители экшенов будут явно разочарованы.