Несколько дней назад наша редакция посетила киношколу владимирского режиссёра Сергея Миляева.
Мы поговорили с ним и его учениками о кино и школе, посмотрели, как проходят уроки актёрского мастерства. Интересного было так много, что мы решили разбить это интервью на два материала. Сегодня мы представляем вашему вниманию первый.
Сергей Миляев, руководитель киношколы:
Фото — группа «Владимирская киношкола»
Как давно вы увлекаетесь кино? Когда впервые стали его снимать?
— Кино и ТВ я занимаюсь целую вечность, с 24 лет отроду, когда вернулся из Питера в родной Усть-Каменогорск и стал работать режиссером молодежных программ на областном телеканале. Мы делали тогда почти все, что хотели, идеология компартии была нам по барабану, этим занимались другие редакции. Но потом СССР накрылся ржавым горшком и я отправился «вынужденным переселенцем» искать счастья в России. Где первые годы в основном пришлось трудиться не по специальности, это были 90-е: времена выживания, дикой рыночной экономики, банкротств, самоубийств, бандитских наглых рож и прочие гадости вперемежку с мерзостями.
А что было дальше?
— В начале нулевых четыре года работал в Москве на разных каналах, но зарабатывал негусто, едва хватало на жизнь и съемную квартиру. Далее года три во Владимире на «ТВЦ», пока самую лучшую региональную телекомпанию с потрохами не выкупил колбасный барон. Сейчас многие с ностальгией вспоминают, что по телеку во Владимире не только новости гоняли, но и наши документальные фильмы, развлекательные программы. Особой популярностью тогда пользовалась программа «Говори, Владимир!», которую я придумал и запустил в жизнь. Но страна тупо взяла курс не на культуру с образованием, а на обогащение одних и оболванивание других. С тех пор на телевидение моя нога не ступала, разве только один раз после Китая был гостем программы на ГТРК вместе с Игорем Мельниковым. Последнее время снимаю исключительно авторские фильмы, в основном документальные, но теперь еще и игровые. Скажу честно: жить без кино не могу. Как и без литературы, музыки, живописи. Внутренняя потребность такая, понимаете? Высокая болезнь, говоря словами поэта.
Как вам пришла идея создать во Владимире киношколу? Как давно она существует, много ли людей у вас учится? Что за фильмы вы снимаете? Чем потом занимаются ваши выпускники?
— Идея зрела давно, но воплощать мы ее начали четыре года назад, открыв частную киношколу. Во Владимире много талантливой молодежи, есть очень тонкий, конечно, но слой – интеллектуальных, творчески думающих людей. И неважно кто они – киноманы или книгочеи, музыканты или коллекционеры живописи. Не скажу, что к нам сразу массово бросились все желающие сниматься или снимать кино, но какой-то стабильный процент тех, кто за учебный год успешно доходит до финала, у нас уже есть. И самые упертые из них продолжают свой рост дальше: кто-то остается еще на год или даже два, кто-то работает оператором на местных телеканалах, кто-то дальше учится актерской профессии, режиссуре или дизайну в столицах. Фамилий называть не буду, чтобы других наших курсантов не обидеть ненароком. Особенно тех, кто покинул наши ряды раньше срока по причине природной лени или вредной обывательской привычке: ждать с неба манну небесную, ничего при этом не делая. Остальные наши выпускники и курсанты редко, но играют роли в коротких, полных метрах, сериалах, снимают короткометражки по своим авторским сценариям. Не скажу, что мы ежегодно масштабно расширяемся, но глубину обучения увеличиваем точно. В этом году, например, набрали для эксперимента небольшую детскую группу, и детки наши уже сейчас радуют и нас, и своих родителей явным творческим ростом. А буквально на днях они начали сниматься в фильме «Добро» режиссера Игоря Мельникова. Как и полагается, разбили тарелочку о штатив, дружно крикнули «ура!». жаль только, что никакой поддержки от города и области мы пока не видим, это единственный негативный момент нашего кино-бытия.
Татьяна Горбова, курсант школы:
Как давно вы учитесь в киношколе, какие предметы вы изучаете?
— Я хожу в школу уже третий год. Первые два года я ходила на режиссуру. Сняла две короткометражки. Третий год пошла на актерский курс. Собственно, и первый год у нас не было первые месяцы чёткого разделения на режиссёров-сценаристов и актеров, по «специальностям» мы расходимся тогда, когда проходим основы кинопроизводства. Ещё у нас есть киноведение и история кино, которую изучают все группы.
Как проходят ваши занятия? Кто у вас преподаёт?
— У нас нет такого обучения, как это бывает в университетах. Занятия проходят два раза в неделю. А курсы актёрского мастерства – это вообще полный интерактив. Мы занимаемся и физическими упражнениями, и чтением текстов. Нам даются актерские задания, которые мы выполняем. Например, сыграть то или иное внутреннее состояние, сценаристы-режиссеры пробуют писать диалоги на какую-то тему объемом в одну-две страницы. Далеко не у всех получается сразу написать законченный, цельный сценарий короткого метра. Актерское мастерство у нас преподают две профессиональные актрисы. Одна из них, Анна Лузгина, играет во Владимирском драматическом театре, плюс у нее большой преподавательский опыт.
Сколько по времени длится ваш курс?
— Курс рассчитан на год: с сентября по май. Но те, кто хотят развиваться и что-то ещё снять, могут продолжить образование. Учиться этому можно бесконечно.
Какие фильмы вы снимаете?
— Короткометражное кино, хронометраж которого пять-десять, максимум – пятнадцать минут. Но начинаем обычно с коротких этюдов. Кинопроизводство – очень трудозатратная работа, тяжелая прежде всего в финансовом плане, да и в организационном тоже. Поэтому на полный метр у нас не хватает ресурсов. Моё направление – это социальная драма. Мы пробовали снимать комедии, но моя душа лежит именно к драме. Ни триллеры, ни боевики, ни фэнтези меня не привлекают.
Да, сейчас это популярный жанр. Прежде всего, наверное, благодаря Андрею Звягинцеву.
— Да, у нас во Владимире недавно была встреча со Звягинцевым, которая произвела на меня огромное впечатление. Он всегда мне импонировал, как режиссер, но после встречи я восхищена им как Человеком с большой буквы, безоговорочно преданным своему делу.
А ещё каких русских режиссеров вы могли бы отметить?
— Недавно я посмотрела «Аритмию» Хлебникова, и мне она очень понравилась. Ещё можно назвать Ивана Твердовского, это молодой наш режиссёр, который снял фильм «Зоология». У него интересный авторский взгляд. Я видела его первые короткометражные работы, снятые в жанре мокьюментари – художественное кино в стиле документального.
А ещё «Кроткую» Сергея Лозницы сейчас хвалят многие критики. То есть получается, в русском кино не всё так плохо, как многим кажется?
— Мне сложно судить в общем. На встрече со Звягинцевым этот вопрос тоже звучал. И он сказал, что не считает наше кино полностью провальным и то, что у русского кинематографа нет будущего. Есть хорошие работы, но о них немногие знают. Русские фильмы мало выходят в прокат. Если посмотреть афишу наших «КиноМакса» или «РусьКино», то там будут одни американские фильмы. Русские фильмы представлены на фестивалях, но до широкого зрителя они не доходят.
Да, русских фильмов или нет совсем, или это какие-то патриотические блокбастеры, которые снимает, например, Бондарчук.
— Да, но это, так скажем, кино ради денег.
Но вернемся к киношколе. Какова дальнейшая судьба ваших работ? Вы их возите на какие-то кинофестивали, где вы их показываете?
— Наши учебные фильмы мы выкладываем в интернет. Также мы ищем какие-то фестивали: региональные, московские, зарубежные. Некоторые из работ получают награды, например, музыкальный клип одной нашей выпускницы Лизы Киндеевой отмечен на пяти российских кинофестивалях короткого метра и на одном в Нью-Йорке. Но мы не так много снимаем, как хотелось бы, в прошлом году у нас было, например, всего пять короткометражек.
Известно, что кино – это занятие дорогостоящее. Для этого нужно оборудование и всё остальное. Где вы находите финансирование?
— У нас есть операторы, которые приходят со своей техникой, у кого-то получше, у кого-то попроще. С реквизитом нам иногда помогают актёры. Финансирование школа пока получает за счет взносов курсантов, мы полностью на самоокупаемости.
Елизавета Веселовская, курсант группы актёрского мастерства:
Расскажите, как проходят ваши занятия?
— Сначала у нас проходит разминка, потом начинаются различные упражнения на внимание, координацию, взаимодействие друг с другом. Также мы изучаем сценическую речь с Любовью Кузьминой. С актрисой театра кукол Яной Мужецкой мы больше занимаемся сценическим движением, пластикой, этюдами на актёрскую импровизацию.
То, что я вижу сейчас, похоже на уроки физкультуры. Это всегда так выглядит?
— Конечно, актёр должен владеть своим телом. Но мы занимаемся не только этим. С Анной Лузгиной мы постигаем азы актёрского действия, выполняем этюды на заданную тему, работаем с текстами. Мы подбираем подходящие для себя монологи или диалоги и стараемся их «присвоить», рассказываем их на камеру. Вот в конце декабря у нас будут съемки монологов наших актеров и актрис, своеобразный зачёт за четыре месяца обучения.
Это какие-то классические произведения, или, может быть, тексты собственного сочинения?
— Нам советуют брать тексты более современных авторов. Начиная с конца XX века, чтобы это было более органично, ближе к нашей жизни, без каких-то архаичных слов.
А почему вы решили этим заняться, это ваше хобби или вы хотите дальше уже профессионально работать в этой сфере?
— Я занимаюсь в киношколе с сентября этого года. На данный момент для меня это хобби, но в дальнейшем мне хотелось бы, чтобы из этого выросло что-то профессиональное. В 2015 году я окончила вокальное отделение Московского Государственного Университета Культуры и Искусств и сейчас работаю как певица, поэтому мне всё это очень близко. Ведь актерское мастерство и исполнение песен на сцене – это два крыла одного искусства. А ещё всегда мечтала сниматься в кино. И я очень рада, что у нас во Владимире есть такая школа. Сейчас мне не приходится ездить в Москву, чтобы заниматься тем, что мне нравится и двигаться к осуществлению своей мечты.
Илья КОСЫГИН
Фото: Ярослав ЛОМОВ